Допускался ли развод по инициативе жены в судебнике хаммурапи

Право Древней Месопотамии

Помимо договоров купли-продажи, имущественного найма, займа Законы Хаммурапи знают также договоры личного найма, хранения (поклажи), мены, поручения, товарищества. Если соглашение предполагало отчуждение вещи, то договор требовал письменного оформления, присутствия свидетелей, принесения клятв. Особое значение придавалось гарантиям обеспечения нового приобретателя вещи от эвикции, от притязаний на вещь со стороны государства (если речь шла о неотчуждаемом имуществе, изъятом из оборота – например, об илку, земельном наделе воина). Помимо обязательств, вытекающих из договора, Законы говорят и об обязательствах, вытекающих из причинения вреда (из деликтов). Лицо, причинившее материальный ущерб, обязано было его возместить (например, в случае затопления судна на реке из-за столкновения, потравы поля и др.).

Допускался ли развод по инициативе жены в судебнике хаммурапи

Судебник Хаммурапи был составлен на основе систематизации обычного и писаного права. Он не является сводом всего действовавшего в Старовавилонском государстве права. Как правило, в нем представлены те случаи, по поводу которых нормы права расходились между собой в разных частях страны. Ряд норм права, бесспорных и хорошо известных жителям, в кодификацию включен не был. Изложение норм права в судебнике носит не общий, а казусныйхарактер: законы рассматривают конкретные случаи (казусы) и определяют их юридические последствия. Нормы права в судебнике сгруппированы по предмету регулирования, переход от одной группы статей к другой осуществляется попринципу ассоциации(обычно последняя статья одной группы содержит некое общее понятие с первой статьей следующей группы).

Допускался ли развод по инициативе жены в судебнике хаммурапи

Муж мог, если того пожелает, выделить жене часть наследства наравне с долей своих сыновей. Если же дети притесняли свою мать, выгоняли ее из дома, то она могла взять приданое, уйти от них, но теряла свою долю наследства. Взяв приданое эта женщина могла выйти замуж за человека, «который ей по сердцу» (ст. 172). Она имела право покинуть мужа, получить развод и вернуться к отцу, если ее муж «гулял, очень унижал. А она блюла себя и греха не совершала, или же она люто возненавидела своего мужа. Сказав ему: «Не трогай меня. Не прикасайся ко мне» (ст. 142)». Во втором случае дело о разводе надлежало рассматривать в том квартале, где женщина проживает.

Допускался ли развод по инициативе жены в судебнике хаммурапи

Жена авилума имела право распоряжаться своим приданым, заниматься ремеслом, торговлей, ростовщичеством, имела довольно широкую гражданскую дееспособность. Закон в какой-то мере охранял ее честь и достоинство. Если авилум без оснований обвинил чужую жену в безнравственном поведении, оклеветал ее и «простер палец», то его надлежало повергнуть перед судьями и обрить ему виски (ст. 127). Изнасилование чужой жены или девушки, проживающей в доме отца, каралось смертной казнью (ст. 130).

Рекомендуем прочесть:  Как написать заявление в следственный комитет образец

Брак, семья и наследование по судебнику Хаммурапи

Уголовное право:Уголовное право законника отличается значительной суровостью. В основе уголовно-правовых представлений находится идея Талиона: наказание есть возмездие за вину. Прямолинейное применение принципа «равным за равное» исключает установление субъективной стороны действия-умысла, неосторожности, случайности. В законнике Хамураппи кровной мести уже нет. Вместо мести приходит выкуп с начало натуральной а потом денежный штраф-композиция. З.х. знают только денежный штраф строго определенных размеров. Величина штрафа зависит как от тяжести преступления, так и от соц.положения сторон. Кража скота или лодки каралось огромным штрафом(в 10-30 раз больше стоимости украденного). Смертная казнь упоминается в законнике в 30 случаях. Была она мучительной: это сожжение, утопление, посажение на кол.

Юридические статьи

Сыновья от разных браков, имеющие общего отца, наследовали приданное своих матерей, а имущество отца наследовали в равных частях (167). Сыновья от разных браков, имевшие общую мать, наследовали ее приданное в равных частях (173). Сыновья не наследовали имущество от отчима или от мачехи (174).

Судебник Хаммурапи и его характеристика

Высшее сословие жило в строгой семье. Так, глава рода мог отдавать в залог своих детей или жену. Кроме того, мужчина определял будущих супругов для своих отпрысков. Женщина находилась в зависимом положении от главы семьи. Так, согласно 177 статье, она должна была хранить верность даже умершему мужу. Независимыми были лишь женщины, ставшие жрицами. Однако они вообще не могли заводить семью, посвящая свою жизнь службе богам (110 статья).

Реферат: Законы Хаммурапи 5

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись:

Брачно-семейное право вавилонского царя Хаммурапи

В Вавилоне брак считался действительным, если скреплялся письменным договором. Без договора отношения не имели юридической силы. Основным содержанием договора являлись: порядок его заключения, взаимоотношения супругов, родителей и детей, правовой режим семейного имущества. Допускались браки между свободными и рабами; дети в этих случаях признавались свободными. Запрещались браки между восходящими и нисходящими родственниками, а также между свойственниками (например, между мачехой и пасынком).

История государства и права

Брак заключался письменно при свидетелях, где сторонами являлись отец невесты и жених.Девушка могла добиться от мужа не закладывать ее за долги.Жених вносил библум отцу невесты,позднее выплачивал полную плату (тархатум).Невеста получала от отца преданное (Шерихта).Семья носила патриархальный характер.Правовой статус замужней женщины был заметно выше нежели в других государствах древнего востока:может распоряжаться своей долей имущества без согласия мужа.Могла заключать договоры,выступать в качестве свидетеля по гражданским делам.Условия расторжения брака:муж-нет припятствий,женщине сложнее (длительная измена,заведомо ложное обвинение в прилюбодеянии).

Право Древнего Вавилона (Законы царя Хаммурапи)

Обязательство (т. е. обязанность что-либо сделать или возместить другому лицу в силу предписания права) могло возникнуть не только по причине соглашения, сделки, но и вследствие допущенного нарушения прав другого лица, причинения ему материального ущерба. В зависимости от условной оценки ущерба законы предписывали компенсацию в соотношении с покупной ценой попорченной вещи либо по установленной таксе. Случайно причиненный ущерб не возмещался. Но если нарушитель еще и проявил непредусмотрительность (например, соседи предупреждали, что его бык чрезмерно бодлив), то требуемое возмещение значительно возрастало.

Брак по законам хаммурапи

Обобщая все вышесказанное можно отметить тот факт, что при сопоставлении двух правовых систем следует учитывать архив загса ленинского района их формирования и особенности менталитета того или иного народа. Благодаря этому легче объясняется ряд сходств и различий, выявленных в результате сравнительного анализа. В законодательствах такого типа и масштаба каждая статья продиктована жесткой логикой и потребностями государства на тот или иной период времени. При этом смещение акцентов к тем или иным нормам является показателем их приоритетности.

Рекомендуем прочесть:  Где можно оформить инн физического лица

Брачно-семейное право и права женщин по законам Хаммурапи

Развод для женщин был практически не возможен. Но развод мог существовать, если доказаны его измена, унижение и издевательства над женой. Если же жена не сможет доказать это в суде, то она будет приговорена к смертной казне: «бросить в воду». Муж же мог развестись, не доказывая причин, но по ст. 149 Закона Хаммурапи должен будет вернуть ей ее приданое. Поэтому сосуществовало два принципа: свобода развода для мужчины и ограничение права на развод для женщины.

Лекция: Судебник царя Хаммурапи

Значительная часть судебника Хаммурапи посвящена регулированию имущественных отношений. Древневосточное право не знало еще общего понятия права собственности и лишь разделяло законное или не законное владение. Если владелец не мог доказать законность овладения вещью, то он автоматически считался вором. Судебник Хаммурапи закреплял институт услуг владения за службу. В судебнике Хаммурапи регулируются такие договоры, как купля-продажа, найм, заем, личные подряды. Государство активно вмешивалось в регулирование этих договоров, определялся процент ставки по договору займа или оплату услуги и т.д. Текст судебника свидетельствует о распространенности письменной формы заключения договора. Пр собств. Ч собств достигла высокого уровня развития. зем собств: земли царские, храм, общ, частные. И цар, и храм управлял царь (важн источник дохода.) Происх. интенс. развитием ч. собств на землю. Ч. землевлад. разл. по своему объему: кр землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обраб землю. Развитие ч.собств. вело к сокращению общ земель, упадку общины. Земли могли свободно продав, сдаваться в аренду, передав по наследству. Обяз-ва. 1. статьи, регули-р. аренду. Плата за арендов поле — 1/3 урожая. Аренда была краткосрочной (на 1 или 2 г.). На более длит срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля. Если поле не обрабатывалось, то аренд. платил исходя из объема урожая соседей.2. имущ найм: помещ, дом жив, судов, повозок, рабов. Уст. не только плату за наем, но и ответств. за порчу или потерю им-ва. Был широко распр. договор личного найма. Наним. сел-хоз. рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. 3.регулир. договор займа. Хар -но: стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долг рабство. (уст. макс. срок отработки долга (3 года), огранич. проценты, взимаемых ростовщиком). 4. бол развитие — договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) — в пис форме при свидетелях. Продавцом мог быть только собств вещи. Кроме названных зак -во Х знает договоры хранения, товарищества, мены, поручения+ обязательства из причинения вреда

Общая характеристика Законов (Судебника) Хаммурапи

В связи с бурным развитием торговли, главным образом внешней, значительное число положений ЗХ посвящено конкретным видам договоров: займа, мены, купли-продажи, хранения, товарищества, поручения, из анализа которых студент может сделать вывод о самой природе договора, об условиях его действительности, гарантиях выполнения и пр.

Ссылка на основную публикацию