Содержание
- 1 Альманах педагога
- 2 Что такое инклюзивное образование
- 3 Преимущества инклюзии для обычных учеников
- 4 Преимуществом инклюзии для обычных учеников и одарённых детей будет
- 5 Инклюзивное образование детей с ОВЗ
- 6 Преимущества инклюзивного образования
- 7 24Понятия — интеграция — и — инклюзия — в специальном образовании
- 8 Инклюзивное образование детей с ОВЗ
- 9 Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья
- 10 Интеграция, инклюзия: плюсы и минусы
- 11 Понятие инклюзивное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
- 12 Инклюзивное образование в законе «Об образовании в Российской Федерации»
Альманах педагога
25 СЕНТЯБРЯ 2012 Г
. В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 15 КОНСТИТУЦИИ РФ — ЧАСТЬ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ПООЩРЕНИИ, ЗАЩИТЕ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЛНОГО И РАВНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВСЕМИ ИНВАЛИДАМИ ВСЕХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья дети- инвалиды дети, не признанные в установленном порядке детьми- инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии обучающиеся специальных (коррекционных) классов I-VIII видов; обучающиеся по адаптированным общеобразовател ьным программам для учащихся с ЗПР для обучающихся с умственной отсталостью обучающиеся по состоянию здоровья на дому;
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ОПРЕДЕЛЯЕТ ПОНЯТИЕ
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КАК
«ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАВНОГО ДОСТУПА К
Автор: Козуб Оксана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 п.Эльбан Амурского муниципального района
Населённый пункт: пгт. Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Преимущества инклюзии для детей с овз
Дата публикации: 30.09.2020
Раздел: среднее образование
Что такое инклюзивное образование
Процесс обучения в школах с инклюзивными классами организован с учетом специальных методов, принципов и подходов. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья в классах обычно составляет два человека, при общей численности класса – 25 человек. Если таких деток больше двух, то число учащихся в классе уменьшается. К переходу школы или дошкольного учреждения к такой форме обучения должны быть готовы все члены коллектива, в том числе и сотрудники столовых, охранники и т.д.
В дошкольных общеобразовательных учреждениях инклюзивное обучение помогает лучше подготовиться к школе, способствует адаптации в обществе, развитию речевых, коммуникативных навыков, учит взаимодействию. Уровень эмпатии в таких группах намного выше, чем в несмешанных. Естественно, все это возможно только при грамотной работе педагогов и психологов, наблюдающих за ребенком и сопровождающих его.
Преимущества инклюзии для обычных учеников
• Преимуществом инклюзии для обычных учеников и одарённых детей будет также присутствие в классе дополнительного педагогического персонала. Очень часто дополнительное финансирование направляется непосредственно для обеспечения сопровождения особых детей, привлечения специальных педагогов и пара-
• Обычные ученики и одарённые дети могут получить преимущества при инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и совершенствования педагогических технологий работы в классе Некоторым детям с инвалидностью при обучении необходимы новые технологии образования; например, использование информационных технологий очень часто бывает необходимо при обучении детей с инвалидностью. Другие дети получают преимущества от использования этих технологий, и, кроме того, все остальные ученики могут пользоваться этими программами и технологиями в то время, когда они не являются необходимыми для обучения детей с инвалидностью.
Преимуществом инклюзии для обычных учеников и одарённых детей будет
«Экологическое воспитание школьников» — Сроки реализации. Экологические мероприятия. Мероприятия по реализации программы. Задачи. Ключевые компетентности: Планируемый результат реализации Программы. Экологическое образование и воспитание позволяют прививать детям общечеловеческие ценности гуманистического характера: Освещение в СМИ (школьных, районных,) экологической работы школы.
«Личностно-ориентированный подход» — Алгоритм подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа. Проект решения педсовета. Из каких компонентов складывается личностно-ориентированный подход? Чем отличается личностно-ориентированный подход от традиционных? Из каких компонентов состоит? Оценочно-аналитический компонент. Подготовительная работа.
Инклюзивное образование детей с ОВЗ
— Обычные ученики и одарённые дети могут получить преимущества при инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и совершенствования педагогических технологий работы в классе. Некоторым детям с инвалидностью при обучении необходимы новые технологии образования; например, использование информационных технологий очень часто бывает необходимо при обучении детей с инвалидностью. Другие дети получают преимущества от использования этих технологий, и, кроме того, все остальные ученики могут пользоваться этими программами и технологиями в то время, когда они не являются необходимыми для обучения детей с инвалидностью.
Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.
Преимущества инклюзивного образования
Необходимо также сказать, что существование инклюзивных школ позитивно сказывается на типично развивающихся детях, а не только на учениках с инвалидностью. Помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, и последнее, но не менее важное — способствует искренней заботе и дружбе.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
24Понятия — интеграция — и — инклюзия — в специальном образовании
Имеются у такого образования и недостатки: прежде всего, это несовершенство кадрового состава педагогов, сложность соединения общеобразовательных программ со специальными, наличие детей с несколькими отклонениями и ряд других. Кроме того, помимо общеобразовательных предметов, дети с нарушениями в развитии нуждаются и в специальных, обеспечивающих интеграцию детей в обществе путем формирования навыков, которые у здоровых детей не требуют внимания педагогов-коррекционистов.
Примером, достойным подражания, можно считать существующую в Великобритании модель интеграции, при которой специалисты приступают к системным занятиям со всеми детьми начиная с девятимесячного возраста, не стремясь установить точный диагноз, а стараясь максимально развить имеющиеся у них потенциальные возможности. В дошкольном и младшем школьном возрасте интеграция очень объемная, но это объясняется специфической направленностью системы обучения. Возрастной этап от 5 до 11 лет соответствует подготовительной школе. Методы и содержание обучения в этот период очень похожи на наше дошкольное образование. В средней и старшей школе подход к интеграции видоизменяется. Занимаясь в классе вместе с другими детьми, каждый «интегрированный ребенок» в то же время имеет своего учителя, свою индивидуальную программу, учитывающую его возможности и темп обучения. Перспективы развития «особого ребенка» тщательно планируются, в этот процесс включены все педагоги школы, контактирующие с ребенком, методист, тьютор и родители, которых информируют о возможностях его дальнейшей социализации.
Инклюзивное образование детей с ОВЗ
Таким образом, аргументы в поддержку инклюзии бесспорны. Аргументы против инклюзивного образования, в основном, сводятся к тому, что дети-инвалиды получают при таком обучении более низкий уровень знаний, или при их обучении возникают некоторые социальные сложности. Этим утверждениям довольно трудно найти какое-либо подкрепление.
Еще одним важнейшим недостатком системы специального образования является обособленность коррекционных образовательных учреждений, из-за которой происходит разделение общества на здоровых людей и инвалидов. Ребенок с самого раннего детства ощущает себя не таким как все, а это значительно тормозит его развитие и накладывает серьезные ограничения на всю его будущую жизнь.
Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья
- мейнстриминг — частичное включение детей-инвалидов в общественную деятельность, где они общаются с ровесниками на различных культурно-массовых мероприятиях;
- интеграция — обучение детей с психофизическими отклонениями в развитии в обычных школах;
- инклюзия — переоборудование учебных заведений и адаптация школьной программы под потребности детей с ограниченными возможностями.
- отсутствуют квалифицированные специалисты, а именно на подготовке преподавательского состава и базируется данная форма обучения;
- общеобразовательные учреждения не рассчитаны на комфортное обучение детей с ограниченными возможностями: отсутствуют пандусы и лифтовые подъемники, нет медицинского оборудования и приспособлений для детей с ослабленным зрением;
- нет педагогов, способных работать с детьми-инвалидами;
- отсутствие необходимой материально-технической базы.
Интеграция, инклюзия: плюсы и минусы
В Москве проекты по развитию инклюзивного образования выполняются на уровне окружных управлений образования и экспериментальных площадок в образовательных учреждениях. Так ГОУ Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации для детей с нарушениями слуха и речи «Благо» Западного окружного управления образования проводит работу по обеспечению психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного обучения с 2003 года. В Центре накоплен большой практический и методический опыт по инклюзии, разработана модель инклюзивного обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательных школах г. Москвы.
Минусы:
В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.
Понятие инклюзивное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
Современное образование является своеобразной точкой пересечения множеств интересов и ожиданий учащихся, их родителей, преподавателей, руководства учебных заведений, министерств и ведомств, регионов, государства в целом. Они во многом противоречивы, однако сходятся в том, чтобы все заинтересованные стороны имели максимальную возможность влиять на образование.
· Обычные дети или одарённые ученики получают преимущества в инклюзивных пространствах за счёт увеличения финансовых ресурсов при таком обучении. Деньги, полученные из «специальных программ», могут быть использованы как для поддержки обучения не только детей с инвалидностью, но и их здоровых сверстников. Эти средства могут быть использованы различными способами, например, для организации внеклассной активности, приглашения гостей для выступления в классе, обеспечения класса дополнительными техническими средствами обучения, которые могут использоваться всеми детьми, а не только детьми с инвалидностью.
Инклюзивное образование в законе «Об образовании в Российской Федерации»
- детям с особенностями развития проще взаимодействовать со здоровыми сверстниками, нежели с теми школьниками, которые находятся в спецшколах;
- в инклюзивной среде ребенку проще найти способы коммуникации с остальными детьми;
- организация учебного процесса в малых группах позволяет здоровым сверстникам лучше относиться к лицам с инвалидностью.
Уже в 2008 году модель инклюзивного образования внедрялась в таких областях, как Архангельская, Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская и Самарская. В Москве на сегодняшний день уже открыто больше полутора тысяч общеобразовательных школ, где ведутся занятия в рамках инклюзивного образования.