Досудебная защита прав потребителей

Содержание

Закон «О защите прав потребителей» о возможности защиты прав потребителей в судебном и внесудебном порядке

Не обращаясь предварительно к ответчику, потребитель сам ухудшает свое положение. Он лишает себя возможности взыскать моральный вред, неустойку и другие санкции, предусмотренные Законом, лишь в случаях неудовлетворения законных требований потребителя в добровольном порядке, несоблюдения установленных сроков, наличия вины предпринимателя, что при отсутствии досудебного обращения истца установлено не будет. Например, моральный вред, причиненный потребителю, вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных российскими законами и правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда только при наличии его вины, которую доказать при отсутствии каких-либо документов, подтверждающих отказ продавца (исполнителя, изготовителя) добровольно удовлетворить претензии потребителя, представляется невозможным. А для взыскания неустойки необходимо установить факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Кроме того, если суд установит, что требования потребителя не были удовлетворены в добровольном порядке, государство вправе взыскать штраф в федеральный бюджет в размере пятидесяти процентов от цены иска. Суд должен стать последним средством разрешения подобных споров.

Досудебная защита прав потребителей

Роспотребнадзор осуществляет иные, предусмотренные положением о нем функции и полномочия в установленной сфере деятельности, а также организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством РФ срок.

Досудебная защита прав потребителей

Потребитель может непосредственно в устной (заметим, это не самый лучший вариант) или письменной форме (например, в виде претензии) обратиться к исполнителю (руководителю образовательного учреждения или его уполномоченному представителю, индивидуальному предпринимателю) с просьбой об удовлетворении его требований. (О том, как правильно составить претензию и жалобу, см. п. 4.2.). Если после рассмотрения претензии или проведения устных переговоров требования потребителя удовлетворены исполнителем в полном объеме и в срок, конфликт можно считать исчерпанным. Однако если требования не удовлетворены либо удовлетворены не полностью или с нарушением установленных сроков, потребитель может обратиться за защитой в суд либо в соответствующие компетентные органы (организации). Важно помнить, что подобного рода обращения потребитель вправе предпринять и без предварительного урегулирования конфликта с исполнителем. Какие же именно органы и организации уполномочены разрешать вопросы, связанные с защитой нарушенных прав потребителей.

Образец претензии по закону о защите прав потребителей

Конфликты потребителей с изготовителем, продавцом или исполнителем сегодня не редкость. Статья 17 Закона «О защите прав потребителя» дает указание, что органом власти, призванным защищать интересы потребителей является суд. Всегда ли можно обращаться туда сразу или стоит решить вопрос другим способом? Каков претензионный порядок по закону о защите прав потребителе, разберемся далее.

Рекомендуем прочесть:  Если наступил страховой случай был

ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Таким образом, следует иметь в виду, что в соответствии с правилами предоставления отдельных видов услуг и продажи товаров и на основании п. 2 ст. 129 ГПК РСФСР судья должен отказать в приеме искового заявления, если потребителем не был соблюден предварительный досудебный порядок разрешения спора и такая возможность не утрачена .

Как проходит досудебная защита прав потребителей

К претензии рекомендуется приложить копии документов, подтверждающих, у кого именно был приобретен товар (услуга, работа), а также копии иных письменных доказательств. Комплект документов может быть передан под расписку или направлен почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату.

Претензионный порядок согласно закону о защите прав потребителей

Порядок оформления и предъявления претензии обозначены в законе «О защите прав потребителей». Он разъясняет права гражданина как во внесудебном, так и в судебном разбирательстве. До решения вопроса в суде ситуация может дойти при нежелании продавца выполнять условия, заявленные в претензии покупателем.

ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Так же, для защиты своих прав потребители могут обратиться с обращениями в общественные организации, которые действуют на основании законов « О некоммерческих организациях» Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» » — [электронный ресурс].-Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 7.04.2020) и « Общественных объединениях». Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» » — [электронный ресурс].-Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 7.04.2020) В перечень полномочий данных организаций входят: участие в разработке обязательных требований, предъявляемых к товарам, (работам, услугам), проводить независимые экспертизы, проверять соблюдение правил обслуживания потребителей, направлять информацию в ОМСУ, публиковать информацию и вносить свои предложения по разрешению ситуаций о приостановлении продажи товаров, работ и услуг, участвовать в судебных разбирательствах. Павлова В. А. Гражданско-правовые средства защиты прав и интересов потребителей [Текст] / А. В. Павлова// Территория науки/-2014 № 6 .-С. 150-152

Консультация юриста 004

Однако, в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» указано, что д о подачи искового заявления в суд обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (пункт 4 статьи 55 Федерального закона от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи»), а также в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (пункт 1 статьи 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации). Несоблюдение данного правила является основанием для возвращения искового заявления со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 135 ГПК РФ.

Досудебный порядок урегулирования претензий потребителей

Прежде всего, это касается требования потребителя о возмещении морального вреда. Статья 15 Закона «О защите прав потребителе» устанавливает, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем и др.) его прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины, при этом размер компенсации морального вреда определяется только судом. То есть законодатель не предоставляет потребителю права требовать выплаты причиненного ему морального вреда в досудебном порядке.

Рекомендуем прочесть:  Как делается временная прописка для граждан рф

Досудебный и судебный порядок защиты прав потребителей

Претензия должна быть написана в двух экземплярах: первый экземпляр передается исполнителю, на втором исполнитель должен поставить свою подпись. Этот экземпляр остается у потребителя как подтверждение того, что претензия получена исполнителем. Если же исполнитель отказывается подписывать экземпляр претензии или не принимает его, то этот экземпляр можно отправить по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

Москва, Кадашевская набережная, 22

В случае отказа продавца (исполнителя, изготовителя) по устному требованию потребителя удовлетворить его права необходимо составить претензию, которая пишется на имя продавца (исполнителя, изготовителя) в двух экземплярах. Так как в настоящее время большинство товаров приобретается на рынках, то в таком случае претензия пишется на имя частного предпринимателя.

АДВОКАТ МЕРКУЛОВ ВАЛЕРИЙ ЮРЬЕВИЧ 614039, г

Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. Данное правило может быть применено по аналогии и в случае предъявления необоснованных претензий заказчиком работы (услуги).

Досудебный порядок урегулирования споров между потребителем и продавцом Текст научной статьи по специальности — Государство и право

Указанные формы досудебного порядка урегулирования споров могут быть предусмотрены условиями договора. Кроме того, федеральные законы в ряде случаев императивно устанавливают конкретные формы досудебного порядка применительно к определенным группам правовых отношений. Например, пунктом 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора об изменении или расторжении договора. Так, если основанием расторжения договора аренды является неисполнение арендатором возложенных на него обязанностей, то арендодатель до обращения в суд с иском о досрочном расторжении договора обязан направить арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок (п. 3 ст. 619 ГК РФ), а также предложение расторгнуть договор (пункт 2 статьи 452 ГК РФ) [8, с. 113].

Досудебная защита прав потребителей

Например, при морских перевозках согласно ст. 403 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (с изм. и доп. от 26 мая 2001 г., 30 июня 2003 г., 2 ноября 2004 г.) (далее — КТМ РФ) до предъявления перевозчику иска в связи с перевозкой груза в каботаже обязательным является предъявление перевозчику претензии. Претензии предъявляются к перевозчику, который осуществлял перевозку груза, и, если перевозка груза не была осуществлена, — к перевозчику, который в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан осуществить ее. Претензии, вытекающие из перевозки груза в смешанном сообщении, предъявляются к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки.

Ссылка на основную публикацию