Административная ответственность в сфере медицинской деятельности

Содержание

Медицинское право

, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью, если они совершены не из корыстной или иной личной заинтересованности, влекут за собой наложение административного штрафа по ст. 5.37 КоАП. В случаях заинтересованности ответственность наступает по ст. 153 УК РФ;

  1. нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст. 6.3 КоАП РФ);
  2. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП РФ). В Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержатся общие санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям;
  3. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (ст. 6.5 КоАП РФ). В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства;
  4. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ). Данное правонарушение заключается в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовые, рестораны, кафе, бары и т.д.), в том числе при приготовлении пиши и напитков, их храпении и реализации населению;
  5. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения (ст. 6.7 КоАП РФ). Данная статья устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, прежде всего детей, подростков и молодежи;
  6. уничтожение специальных знаков, в частности знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков и т.д. (ч. 2 ст. 7.2 КоАП РФ);
  7. самовольное занятие земельного участка зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ч. 2 ст. 7.8 КоАП РФ);
  8. несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ). Целью указанной статьи является обеспечение административно-правовыми средствами установленного порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду;
  9. сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ). Данный административный проступок заключается в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно в искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию;
  10. порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ);
  11. продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей (ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ).

Гражданско-правовая ответственность в сфере медицинской деятельности

6. Юридическая оценка неблагоприятных исходов лечения пациентов. Понятие врачебной ошибки: деонтологические ошибки врачей, диагностические ошибки врачей, лечебные ошибки врачей. Понятие несчастного случая. Проведение экспертизы дефектов оказания медицинской помощи.

4. Досудебный уровень защиты: обращение к руководителю лечебного учреждения, обращение в вышестоящий орган управления здравоохранением, обращение в этический комитет, помощь независимых общественных объединений и профессиональных ассоциаций, обращение в страховую медицинскую организацию или территориальный фонд обязательного медицинского страхования, обращение в лицензионно-аккредитационную комиссию и органы прокуратуры. Общая характеристика судебного способа защиты прав пациентов.

Руководство по подготовке к проверке Контроль качества медицинской помощи в лечебных учреждениях Руководство по качеству для мед

При этом следует отметить, что данная проблема в настоящее время не может быть признана решенной. В ряде стран функционирует институт обязательного страхования профессиональной ответственности. В России пока делает робкие шаги добровольное страхование профессиональной ответственности исполнителей медицинских услуг, которое не может исключить и полностью подменить собой институт административной ответственности.

Рекомендуем прочесть:  Наказание за переоборудование микроавтобуса

Трудно не согласиться, что современное гражданское право (теоретически) характеризуется стремлением защитить слабую сторону — потребителя медицинских услуг — гражданина за счет создания специального правового режима участия его в договорных отношениях. Этим прежде всего объясняется и введение правила о безвиновной (независимо от вины) ответственности исполнителя при ненадлежащем оказании услуги потребителю (ст. 1095 ГК РФ). Ключевым фактором гражданско-правовой ответственности является необходимость возмещения причиненного ущерба. В этой связи, учитывая многогранность медицинской деятельности, когда последняя нередко становится агрессивным фактором, приносящим неблагоприятные последствия, важно учитывать специфику оснований, по которым может возникнуть гражданско-правовая ответственность.

Административная ответственность в сфере медицинской деятельности

В связи с этим за несоблюдение любого из перечисленных обязанностей медицинский работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Противоправным является такое поведение (т.е. действия или бездияльнис во) работника, не соответствующей установленным правилам. Например, опоздание на работу, прогул, появление на работе в состоянии опьянения. Равно противоправным является отказ от выполнения законного распоряжения руководителя учреждения здравоохранения (работодателя), несоблюдение правил работы на соответствующем оборудовании, правил хранения сильнодействующих веществ, а также ядовитых, наркотических веществ и такое и ін.

Дисциплинарная ответственность медицинского работника — это отдельный вариант юридической ответственности, которая наступает в случае нарушения трудовых обязанностей. Следует особо подчеркнуть, что речь идет именно о нарушение трудовых обязанностей медицинского работника. Причем, если рассматривать данные нарушения, то дисциплинарная ответственность — наименее строгий вариантунт.

Административная и дисциплинарная ответственность медицинских работников

Особенностью правового статуса медиков относительно дисциплинарной ответственностью является их двойной статус — как работников конкретного медицинского учреждения (типичные отношения работника и работодателя) и как медиков по квалификации, то есть лиц, обязанных оказывать неотложную медицинскую помощь в любом месте. Другими словами, профессиональные обязанности врачей шире, чем их трудовые обязанности, выполняемые по месту работы.

Не может рассматриваться как основание для наложения дисциплинарного взыскания неисполнение трудовых обязанностей при отсутствии надлежащего медицинского оборудования, нормальных условий труда, надлежащей квалификации медицинского персонала. При другого способа решения этого вопроса финансовые, организационные и многие другие проблемы отечественного здравоохранения могут быть в аспекте ответственности переведены на отдельных медицинских работников. Интересен международный опыт дисциплинарно-правового регулирования медицинской деятельности. Так, например, в некоторых зарубежных странах дисциплинарные взыскания на медицинских работников накладываются профессиональными ассоциациями, в уставах и правилах которых закреплены такие полномочия. Как дисциплинарные взыскания к нарушителям применяют выговор, штраф, временное отстранение от занятия медицинской практикой, лишение права на осуществление медицинской деятельности.

Об административной ответственности в сфере здравоохранения

На основании ст. 2.4 КоАП РФ привлечению к административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностными лицами понимаются лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

  • освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);
  • психиатрическое освидетельствование;
  • освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;
  • освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием;
  • иные виды медицинского освидетельствования, установленные законодательством РФ.

Административная ответственность средних медицинских работников за нарушения отдельных положений законодательства в сфере охраны здоровья граждан: анализ нововведений

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) c 1 января 2014 г. вступили в силу поправки, внесенные положениями ст. 39 Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Таким образом, к медицинским изделиям можно отнести большую часть инструментов и оборудования, используемых в своей профессиональной деятельности средним медицинским персоналом: от бинтов медицинских до сложного медицинского оборудования и расходных материалов к нему. Ключевой особенностью в данном случае является то, что обращение медицинских изделий в силу требований ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ включает в себя: и хранение, и применение, и эксплуатацию, а также ремонт, утилизацию или уничтожение. А следовательно, каждый из средних медицинских работников либо отвечающий только за хранение, либо непосредственно использующий изделие медицинского назначения без соответствующего регистрационного удостоверения, может быть привлечен к административной ответственности по ст. 6.28 КоАП РФ.

Рекомендуем прочесть:  Основания изменить режим работы по заявлению работника

Административная ответственность за нарушения в сфере обращения лекарств, медицинских изделий и БАД: как это работает на практике

В то же время, суды отменяют постановления контролирующего органа о привлечении к административной ответственности в случае, если в ходе рассмотрения дела устанавливают, что Росздравнадзор допустил существенное нарушение процедуры, установленной КоАП РФ, в частности (постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2015 г. № 16АП-2861/2015 по делу № А20-1304/2015):

Оптовая реализация фармдистрибьютором фальсифицированного лекарственного средства, сопровождаемая ложной информацией о его составе и (или) производителе. Фигурант дела — ЗАО, имея лицензию на осуществление фармацевтической деятельности в сфере оптовой торговли и являясь крупным дистрибьютором фармацевтической продукции в 28 регионах России, было обязано и имело возможность проверить соответствие реализуемого им препарата на соответствие оригинальным упаковкам производителя и выявить вышеприведенные различия, однако допустило факты реализации фальсифицированных лекарственных препаратов. На него был наложен административный штраф в размере 1 млн руб. При этом суд не принял довод общества о том, что оно не располагает техническими возможностями для проверки лекарственных препаратов на подлинность. Суд подчеркнул, что общество должно организовывать не экспертизу качества лекарственных препаратов, а систему внутреннего контроля с целью предотвращении попадания фальсифицированных лекарственных препаратов в товарооборот. В частности, за счет подбора добросовестных поставщиков, подбора и постоянного контроля персонала для исключения любой возможности попадания «левого товара» и т. д. (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2020 г. № 11АП-3231/2020 по делу № А65-28692/2015).

Административная ответственность в сфере медицинской деятельности

Очевидно, что для обеспечения реализации человеком задекларированного Конституцией права на охрану здоровья и медицинскую помощь необходимо существование реальных и действенных правовых механизмов, которые бы не только детально регламентировали способы и порядок реализации человеком соответствующего права, но и предусматривали возможность применения мер государственного принуждения и, в необходимых случаях, ответственности за допускаемые в этой сфере нарушения.

В качестве одного из таких механизмов можно, безусловно, рассматривать институт административной ответственности. В соответствии со статьей 1.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), задачами законодательства об административных правонарушениях является, среди прочего, охрана здоровья граждан от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений. В соответствии с положениями статьи 2.1. КоАП, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Ответственность в сфере охраны здоровья (административная ответственность)

При этом, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу ч.ч.2, 3 ст.56 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель. Искусственное прерывание беременности проводится не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности а) при сроке беременности четвертая — седьмая недели; б) при сроке беременности одиннадцатая — двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности.

Юридическая ответственность медицинских работников

Статья 122 УК РФ «Заражение ВИЧ-инфекцией». В этой статье предусматривается ответственность фактически за два самостоятельных преступления. С одной стороны имеется в виду создание ситуации, чреватой опасностью заражения, с другой – факт заражения ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, что в основном и встречается в сфере здравоохранения.

Статья 293 УК РФ «Халатность». Халатность – неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Раздел 8

Административное правоможно определить как отрасль
российского права, регулирующую общественные отношения
в сфере деятельности органов исполнительной власти,
административно-правовой части статуса гражданина
и общественных объединений, а также устанавливающую
ответственность за правонарушения, связанные

а) ст. 14.1 КоАП РФ (Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)).

Ссылка на основную публикацию