Преимущества и недостатки унитарного устройства государства на примере республики беларусь

Список унитарных государств: особенности устройства разных стран

Самые крупные гегемоны мира имеют федеративное устройство (Россия, США), но подавляющее число стран с высокоразвитой экономикой, играющих значительную роль на международной арене, всё же имеют равную организацию. В XXI веке список унитарных государств постоянно меняется, пополняясь новыми членами. Например, в конце прошлого столения возникло государство Косово, а в 2014 году организовались ДНР и ЛНР.

Унитаризм — один из 3-х видов административного устройства и самый «популярный». В настоящее время в списке унитарных государств насчитывается 85 % от всех стран и территорий в мире. Старейшие государства мира (страны Европы, Африки и Азии) имеют такую административную организацию. Она может быть закреплены нормативно, в Конституции (Польша, Испания, Греция, Португалия и пр.) или просто подразумеваться.

Другие стороны унитарного устройства государства

Подобные собрания имеются в городах, поселках и деревнях. Выборными являются также главные должностные лица органов самоуправления: в префектурах — губернаторы, в городах — мэры, в поселках и деревнях — старосты. Примером смешанной системы местного государственного устройства может служить Турецкая республика. Местное самоуправление в основных административно-территориальных единицах (илах) в Турции осуществляют представители центральной власти (вали), но есть также выборные Генеральные советы и их исполнительные органы — Энджомёны. В городах и окружных населенных пунктах избираются муниципальные советы, в селах — совет старейшин и староста, который одновременно является представителем ила.

В научной литературе он рассматривается как нормальная, наиболее распространенная и естественная форма государственной организации. Для наиболее эффективной реализации основной функции государства — управления обществом, унитарная форма государственного устройства является оптимальной. Не случайно большая часть современных государств являются унитарными.

Тема тное устройство Республики Беларусь

Ведомственная классификация расходов республиканского бюджета и местных бюджетов является группировкой расходов бюджета, отражаю­щей распределение бюджетных назначений по распорядителям средств республиканского бюджета и средств местных бюджетов соответственно.

Принцип единства означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Республика Беларусь – унитарное государство

Статья 9. Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева — цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспублiка Беларусь». Государственный герб Республики Беларусь может воспроизводиться в многоцветном, двухцветном и одноцветном (в том числе золотом) изображении в графическом или объемном варианте. Случаи помещения многоцветного, двухцветного и одноцветного (в том числе золотого) изображения Государственного герба Республики Беларусь в графическом или объемном варианте определяются законодательством Республики Беларусь.

Понятие государственной символики. Виды государственных символов Республики Беларусь, их правовое регулирование. Субъекты права применения и выпуска (тиражирования) государственных символов. Объекты размещения государственных символов. Ответственность за нарушение законодательства о государственных символах (по нормам отраслевого законодательства). Столица Республики Беларусь — город Минск. Законодательное определение политико-правового статуса столицы.

Унитарная форма государственного устройства

В ст. 5 Конституции Италии говорится, что единая и неделимая республика признает местные автономии и содействует их развитию, осуществляет самую широкую административную децентрализацию, приводит принципы и методы своего законодательства в соответствии с требованиями автономии и децентрализации. В специальной главе «Области, провинции и коммуны» (ст. 114-133) четко определяются права и полномочия областей как автономных образований, их перечень, а также статус провинций и коммун как автономных территориальных единиц более низкого уровня, возможность подразделения территорий провинций на округа «с исключительно административными функциями для последующей децентрализации (ст. 128, 129 и др.).

Рекомендуем прочесть:  Как встать на расширение жилплощади в москве

В большинстве из них ни в официальном наименовании страны, ни в основах ее конституционного строя их унитарная форма обычно не указывается, а во многих конституциях таких государств нет специальных статей и разделов, посвященных этим вопросам. Но нередко в других такое определение в том или ином виде содержится.

Что такое унитарное государство: примеры стран

Япония – страна разделена между 47 префектурами, где признаки унитарного государства необычайно велики. Принятая Конституция ограничила власть императора до «символа нерушимости», фактическая власть принадлежит парламенту. Монарх имеет право на утверждение премьер-министра (независимая кандидатура). Нынешний император выполняет только церемониальные функции.

  • Теологическая – религиозное течение раннего Средневековья. Влияние церкви диктовало божественность всего сущего, а виды унитарных государств – дело рук Господних. Ярый последователь такой точки зрения – Фома Аквинский.
  • Патриархальная – Аристотель был уверен, что в основе каждой страны лежит разросшаяся семья. Власть же рассматривается, как продолжение отцовской (монарха) заботы о детях – поданных.
  • Договорная – феномен частной собственности стимулировал поиск методов ее защиты. С этой целью группа людей (народ) добровольно объединился по заранее оговоренным условиям.
  • Органическая – виды унитарных государств рассматриваются как человеческий организм с обилием составляющих. Г. Спенсер считал людей клетками организма, взаимодействие которых заставляет функционировать ткани и органы (государственный аппарат).
  • Теория насилия – считается, что воинственность и вражда племен привела к формированию новообразований из осколков от унитарного государства. Действительно, история знает немало таких примеров (Золотая Орда), но абсолютизировать роль насилия не стоит.

Достоинства и недостатки типов государственного устройства

Унитарное государство — это единое государственное образование, состоящее из административно-территориальны х единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Это самая преобладающая форма государственного устройства в мире. Унитарными государствами являются такие страны как Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания и т.д.

Конфедерация — союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

Бюджетная система и бюджетное устройство

Бюджетное устройство Преимущества Недостатки Унитарное Централизация финансовых ресурсов в руках центрального правительства позволяет контролировать бюджетные потоки, оперативно направлять их на общегосударственные цели, определенные государственные и местные программы Ущемление инициативы на местах, отсутствие гибкости и неповоротливости бюрократической машины. Федеральное Децентрализованное принятие бюджетных решений, но и распределение полномочий, разделение государственной власти, обеспечение множественности национальных суверенитетов. Усложнение процедуры контроля за бюджетными средствами, дублирование бюджетных программ и размывание ответственности.

Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать сумме доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Политико-территориальное и административное устройство Республики Беларусь

Что касается Республики Беларусь, то статус составляющих ее административно-территориальных единиц имеет определенные особенности. Дело в том, что во всех из них, начиная от сельского Совета и заканчивая областным уровнем, имеются как выборные органы власти (Советы депутатов — органы местного самоуправления), так и органы назначаемые (исполнительно-распорядительные органы — органы местного управления, т.е. — исполнительные комитеты и местные администрации). С учетом сказанного, Республику Беларусь можно, пожалуй, отнести в разряд относительно централизованных унитарных государств. Компетенция местных органов власти в Республике Беларусь определяется Конституцией, Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», а также иными нормативными актами (вопрос о местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь будет рассмотрен в отдельной теме).

Рекомендуем прочесть:  Договор дарения между супругами

· вносят в областные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения; вносят в областные Советы депутатов, а Минский городской Совет депутатов — в Совет Министров Республики Беларусь предложения об изменении границ города, образовании и упразднении районов в городах и изменении их границ, передаче поселков городского типа, сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

Классификация форм государственного устройства

Основные признаки федерации (США, Россия, Австрия, Швейцария, ФРГ, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Индия, Малайзия, Австралия и др. — всего в мире существует 24 федеративных государства. На пути к федерации, осуществляемой с 1988 г. в три этапа, находится Бельгия):

Заслуживает внимания особая форма объединения государств, именуемая содружеством (СНГ, Британское содружество наций, Европейское содружество в Западной Европе). Это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационно оформленное объединение государств, выступающих в качестве ассоциированных участников при сохранении ими полного суверенитета и независимости. В основе содружества, как и при конфедерации, находятся межгосударственный договор, устав, декларация, соглашения, иные юридические акты. Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самые различные — экономические, культурные и др.

Унитарное государство и его черты

С точки зрения государственного устройства, государство можно подразделить на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).

Фед-я-это союзное гос-во,сост.из гос-х образований(рес п-к,штатов и т.д.),облад.опред.юрид-й и полит-й самосто ят-ю.Это сложное гос-во,представ-ее собой союз ряда го с-в(членов федерации).При данном типе устройства обр аз.общие для всей фед-ии высшие органы власти и орга ны управл-я,причем сохран.высшие органы власти и орг аны управления у каждого из членов фед-ии.Последние могут иметь собственное законод-во,судебную,налогову ю с-мы.На сегодняшний день довольно-таки много стран явл.фед-ми.К фед-м смешанного типа относ.РФ.В ее сос таве наход.субъекты,представ-е собой нац-гос-е и нац–террит-е образования(респ-ки,автономии),а также админ -но-террит.образования(края,области).Выд.наи.общие черты,хар-ые для больш-у фед-х гос-в:1.терр-я фед-ии сост.из территорий ее отд.субъектов:штатов,кантов,земе ль,респ-к и т.д.;2.в союзном гос-ве верховная исполн-я, законод.и судебная власть принадлежит федер-м гос-м органам;3.субъекты фед-ии имеют право принятия собст венной конст-и,имеют свои высшие исполн-е,законод.и судебные органы;4.в больш-е фед-ии сущ.союзное граж д-во и гражд-во фед-х единиц;5.при федеральном гос-м устройстве в парламенте имеется палата,представ-я ин тересы членов фед-ии;6.основную общегос-ю внешнепо лит.деят-ть в фед-ях осущ.союзные федеральные орган ы.Они офиц.представляют фед-ю в межгос-х отнош.(СШ А,Бразилия,Индия,ФРГ и др.).

Государства с федеративным устройством

Теоретически возможна ситуация, когда колониальная империя может «замаскировать» себя под федерацию путём передачи некоторых административных функций и символов самостоятельности насильно присоединённым провинциям и объявления их составными частями федерации.

  • Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.
  • В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцией.
  • Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
  • В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
  • Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
  • Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента. Одна палата рассматривается как орган общесоюзного представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.
Ссылка на основную публикацию