Административное и конституционное право

Административное и конституционное право

Наука административного права связана со многими правовыми отраслями: теорией государства и права, конституционным правом и историей государства и права, поскольку эти науки содержат исходные, общие для всех отраслевых юридических наук теоре­тические положения, их изучение предшествует изучению административного права.

Между административным и конституционным правом наблюдается наиболее тесная связь, поскольку и та, и другая отрасли права регулируют отношения, связанные с деятельностью государственных органов. Одновременно они могут быть разграничены по предмету правового регулирования. Конституционное право занимает ведущее по отношению к административному положение. Это определяется тем, что нормы конституционного права закрепляют основные принципы организации и деятельности исполнительно-распорядительных органов, их место в механизме государственного аппарата, основы их взаимоотношений с органами законодательной власти, суда и прокуратуры.

Отграничение административного права от смежных отраслей права

Таким образом, ряд отношений регулируется конституционным и административным правом одновременно: различие можно провести по объему этого регулирования. Конституционное право закрепляет лишь общие принципы, единые для всех государственных органов; административное право, отправляясь от этих принципов, детализирует их применительно к системе органов исполнительной власти. Следовательно, свои исходные начала оно берет в нормах конституционного права, содержащихся в актах высшей юридической силы – в Конституции и законах.

Административное и финансовое право. Для регулирования финансо­вых отношений используется преимущественно властный административный метод. Финансовое право отделилось от конституционного и административ­ного права в силу того, что объект правового регулирования имеет здесь свою специфику и большое общественное значение. Финансовое право призвано ре­гулировать общественные отношения, складывающиеся в процессе финансо­вой деятельности государства, основным содержанием которой является моби­лизация, распределение и использование денежных средств, составляющих часть национального дохода государства. В таком широком понимании финан­совая деятельность включает в себя и деятельность исполнительно-распоряди­тельного характера. Нормы административного права широко используются для регулирования непосредственно управленческих отношений в области фи­нансов (например, организация и полномочия финансово-кредитных органов). Но, поскольку в них превалируют «денежные» элементы (бюджетные, кредит­ные, налоговые и т.д.), они составляют одновременно и предмет финансового права. Следовательно, для финансового права характерна относительная само­стоятельность.

Административное и конституционное право

Рассмотрим, например, метод восходящего подчинения, который заключается в таком соотношении положения субъектов правоотношения, когда власть исходит от народа и ее осуществление поручается избираемым им субъектам: президенту, парламенту. Все властные полномочия властей имеют своим конечным или изначальным происхождением либо прямую волю, либо молчаливое согласие населения, народа, управляемых: в буржуазном обществе выборами, в Великом Новгороде начала второго миллениума в том числе и приглашением на княжение любого постороннего лица, подходящего по характеристикам, варяга. В буржуазной демократии считается, что народ является единственным и полновластным источником власти, когда народу не нравится какой-либо деятель, он вправе свергнуть и казнить любого. В буржуазном обществе это отставка (импичмент), отзыв депутата, президента; в демократии Великого Новгорода — недоверие и потеря власти приглашенным на должность (казус Александра Невского 1241 г.). Отсюда и метод правового регулирования — восходящее подчинение, он характерен для конституционного права.

Деятельность органов исполнительной власти, функционирование администрации — это категория организационная, а вот формирование органов государства — политическая, и этим отличается административное право как относящееся к исполнению воли народа от конституционного права, где воля государства формируется. Политика должна относиться к конституционному праву, а ее исполнение — к административному. Виды ответственности, которые должны сопровождать ту и другую отрасли права, существенно разнятся. В конституционном праве ответственность может быть только перед тем, от кого власть получена, то есть перед народом, а ни в коем случае не перед каким-либо иным субъектом: Конституционным Судом, парламентом, чрезвычайной комиссией правительства, толпы как части народа. А вот ответственность исполнителей может быть перед судом, вышестоящим начальником, всеми иными государственными органами.

Административное право 2 Конституционные основые

По своей юридической природе права, свободы, обязанности и ответственность граждан в сфере управления ничем не отличаются от иных прав, свобод, обязанностей и ответственности, которыми граждане обладают во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни. Все граждане России равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, убеждений, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Гражданин как субъект административного права — это участник общественных отношений, в которых он выступает в качестве носителя конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормативных актах. Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. При этом административно-правовой статус гражданина обладает рядом особенностей.

Рекомендуем прочесть:  Свидетельство о государственной регистрации права это что

Административное право: место в правовой системе и система отрасли

Гражданский кодекс РФ устанавливает, что гражданские права и обязанности могут возникать из правовых актов государственных органов, в том числе органов исполнительной власти. Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать правовые акты, содержащие нормы гражданского права. Гражданский кодекс РФ содержит норму о том, что гражданские права в предусмотренных законом случаях могут защищаться в административном порядке [38. Ст. 8, ч. 1, п. 2; ст. 3, п. 4 и 7; ст. 11, ч. 2].

Конституционные права и свободы граждан находят закрепление и развитие во многих нормативных правовых актах административно-правового характера. Особенно это касается права на свободу и личную неприкосновенность, права неприкосновенности жилища, прав свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории РФ, выезжать за ее пределы и беспрепятственно возвращаться в нее, права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, права на объединение, права проводить митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, права участвовать в управлении делами государства и доступа к государственной службе, права на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [27. Ст. 22, 25, 27, 29-32,34].

Предмет регулирования административного права

Между административным и конституционным правом наблюдается самое тесное взаимодействие. Конституционное право является не только ведущей, но и базовой, фундаментальной в буквальном смысле этого слова отраслью права. Оно определяет конституционный строй РФ и систему органов государственной власти, основные права и свободы личности. Их реализация обеспечивается в значительной степени при посредстве административного права и в процессе административно-правового регулирования. Так, Конституция РФ устанавливает принципы единства системы государственной власти и одновременно разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти, основы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, их взаимодействие с субъектами других ветвей государственной власти.

Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой — они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права. Итогом административно-правового регулирования является административно-правовой порядок.

Кафедра Теории государства и права, конституционного и административного права

В структуре Молодежной законотворческой палаты Клуба правовых экспертов будет образовано 7 профильных комитетов: по конституционному законодательству; по административному законодательству; по гражданскому и жилищному законодательству; по трудовому и социальному законодательству; по уголовному законодательству; по законодательству об образовании, науке и культуре; по интеллектуальным правам. Каждый комитет возглавляет руководитель – студент Юридического института, а общее руководство деятельностью Палаты осуществляет её председатель. Курируют работу комитетов эксперты Клуба. Одним из основных направлений деятельности Клуба планируется осуществление общественного контроля над проведением важнейших общегосударственных мероприятий и мероприятий областного (а также муниципального) масштаба.

История кафедры берет свое начало в 1997 году, когда приказом ректора Челябинского государственного технического университета от 10/10/1997 года № 82 «Об объединении кафедр» с 1 октября 1997 года объединились кафедры «Конституционное право» и «Теория и история государства и права» в кафедру «Теория государства и права и конституционное право». Заведующей кафедрой была назначена доцент Александрова Надежда Александровна.

Курский государственный университет

Гордимся успехами наших учеников в конкурсе «Конституционное правосудие», который проводится под эгидой Конституционного суда Российской Федерации. В течение трёх лет команда входит в пятёрку лучших в России команд. Дважды команда участвовала в финальных играх в Санкт-Петербурге.

Кафедра конституционного и административного права – это мощный научно-образовательный комплекс современного типа, интегрированный в российское образовательное и научное пространство. «Успех не приходит сам, его достижение – это грамотная стратегия, которая должна отвечать современным вызовам и сохранять традиции классического университета», — отмечает зав. кафедрой конституционного и административного права, к.ю.н., доцент Татьяна Иосифовна Метушевская. Ключевыми направлениями, для достижения высоких целей в сжатые сроки, в работе коллектива кафедры стали:

КОНСТИТУЦИОННОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

В советские годы появляются работы по конституционному (государственному) праву, осмысливающие новый социалистический строй: М.А. Рейснера «Основы Советской Конституции» (1918), Г.С. Гурвича «Основы Советской Конституции. Вып. 1» (1921), П.И. Стучки «Учение о государстве и о Конституции РСФСР» (1922), Е.А. Энгеля «Основы Советской Конституции: Конспект лекций» (1923), А.В. Малицкого «Советская конституция» (1924) и «Советское государственное право: Очерки» (1926) (этот автор немарксистское понятие правового государства прилагал к советской республике, в дореволюционные годы о социалистическом правовом государстве писал Б. Кистяковский), «Советское государственное право / Под ред. А.Я. Вышинского» (1938), Д.А. Керимова «Законодательная деятельность Советского государства» (1955), Я.Н. Уманского «Советское государственное право» (1959), Л.А. Григоряна «Советы – органы власти и народного самоуправления» (1965) и др. Сложнее была история с административным правом. Как пережиток буржуазного государства (К. Маркс писал об отмирании государства и права), оно дважды ликвидировалось из преподавания: в 1918-1921 и 1929-1938 гг. В годы НЭПа, его первого восстановления, полицейское право было переименовано в административное, некоторые прежние ученые-административисты продолжали работать в России: были опубликованы работы А.И. Елистратова «Очерк административного права» (1922), А.Ф. Евтихиева «Основы советского административного права» (1925), А. Кабалевского «Советское административное право» (1929), появились и новые имена (Н.П. Карадже-Искров «Новейшая эволюция административного права» (1927). После вторичного запрета административного права, ученые, например, С. Берцинский в статье «К вопросу о методологии советского управления» (1930), выступали за новую науку советского управления, которая не признает антиобщественные права человека, а для планирования нужны не правовые, а технические нормы. Жизнь взяла свое, и в 1938 г. «советское» административное право было возрождено и перестало подвергаться нападкам. Среди монографий последующих лет назовем работы Ц.А. Ямпольской «Органы советского государственного управления в современный период» (1954), В.М. Манохина «Советская государственная служба» (1966), Д.Н. Бахраха «Административная ответственность» (1966), Ю.А. Тихомирова «Власть и управление в социалистическом обществе» (1968), В.Д. Сорокина «Административно-процессуальные отношения» (1968), Ю.М. Козлова «Управление народным хозяйством в СССР. Ч. I (1969); Ч. II (1971)». Итоговым в советские годы стал коллективный многотомный курс Ю.М. Козлова, Б.М. Лазарева, А.Е. Лунева и М.И. Пискотина «Советское административное право. Т. 1: Методы и формы государственного управления (1977); Т. 2: Государственное управление и административное право (1978); Т. 3: Управление в области административно-политической деятельности (1979); Т. 4: Управление социально-культурным строительством (1980); Т. 5: Основы управления народным хозяйством (1981); Т. 6: Управление отраслями народного хозяйства (1982)».

Рекомендуем прочесть:  Оформление земли под домом в собственность документы

В учебном издании рассмотрены основные положения российского конституционного и административного права – близких отраслей права, находящихся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Действующий юридический материал дополняется краткими справками по сравнительному правоведению и истории права и политико-правовых учений. Отдельное место отведено административно-правовому регулированию экономики, включая сельское хозяйство. Помимо федеральных, привлечены источники права Алтайского края.

Административное и конституционное право

Преподаватель
кандидат экономических наук
майор полиции
Родился 02.07.1983 г. в г. Петропавловск, Северо-Казахстанской области, Казахской ССР.
В 2006 году окончил Российскую академию правосудия по специальности «Юриспруденция»
Повышение квалификации: факультет дополнительного образования НЧОУ ВПО «Кубанский социально-экономический институт» по программе «Актуальные вопросы права, процесса и правоприменительной деятельности по современному законодательству», 2014 г.
Преподаваемые дисциплины: Основы профессиональной деятельности, Налоговое право, Информационное право.

Заместитель начальника
кандидат юридических наук, доцент
полковник полиции
Родилась 20.07.1974 г. в а.Эркин-Юрт, Ставропольского края.
В 1996 году окончила Кубанский государственный университет по специальности «Юриспруденция»
Повышение квалификации: факультет дополнительного образования НЧОУ ВПО «Кубанский социально-экономический институт» по программе «Психолого-педагогическая компетентность преподавателя высшего профессионального образования», 2012 г.
Преподаваемые дисциплины: Конституционное право России.

Административное право в системе в российского права (взаимосвязь конституционного и административного права)

Ю. А. Тихомиров, изучая соотношение административного права с другими отраслями права, пишет: «Естественно, наиболее тесные связи административного права складываются с отраслями публичного права, и прежде всего с конституционным правом. Эти отрасли столь близки, что могут считаться своего рода правовыми близнецами» [8;100].

Интересна ст. 426 ГК РФ, устанавливающая правила о публичном договоре. Это договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном ее уклонении от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ. В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.).

Административное и конституционное право

Первым ее заведующим был профессор В настоящее время кафедрой заведует доцент Султанов Евгений Батырович. Сейчас на кафедре преподаются следующие учебные дисциплины: конституционное правомуниципальное правоадминистративное правопарламентское право Россиифинансовое правоналоговое правоконституционное право зарубежных стран. На кафедре работают 6 профессоров9 доцентов1 старший преподаватель4 ассистента2 лаборанта.

31 октября 2014 г. в 15:30 на кафедре конституционного и административного права состоится предварительное обсуждение диссертаций:
— Шурупова Екатерина Александровнатема диссертацииДисциплинарное производство в органах внутренних дел РФ: административно-правовой аспект»;
— Гапон Юлия Павловнатема диссертацииМеры обеспечения производства по делам об административных правонарушенияхприменяемые должностными лицами подразделений пограничного контроля»

Ссылка на основную публикацию