Основание доставления в полицию

Содержание

Прописаны основные обязанности оперативного дежурного. В целом они не изменились. Как и ранее, доставленному разъясняют основания ограничения его прав и свобод, а также его права и обязанности. В случае неправомерности задержания лицо немедленно освобождают. При этом старший дежурной смены должен извиниться перед ним.

Приказ МВД РФ от 30 апреля 2012 г

Принудительный характер доставления состоит в том, что гражданин не может уклониться от следования в указанное ему сотрудником полиции место вследствие угрозы наступления ответственности по ст. 19.3 КоАП и применения сотрудником полиции физической силы, а иногда и специальных средств для преодоления его возможного противодействия. Пункт 13 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции связывает возможность доставления граждан в полицию с наличием одного из четырех правовых оснований. Первое правовое основание — для решения вопроса о задержании гражданина. Законодатель впервые выделил такую цель (она же — основание) доставления граждан. Речь идет о весьма распространенной практике, когда граждане доставляются в полицию наиболее многочисленной категорией сотрудников полиции, имеющих право самостоятельно принимать решение о применении лишь административного, но не уголовно-процессуального и других видов задержания (сотрудники патрульно-постовой, дорожно-патрульной служб, участковые уполномоченные полиции и др.). Решение о задержании доставленных граждан в соответствии с уголовно-процессуальным и иным законодательством принимают другие должностные лица полиции. Все категории лиц, которые могут быть подвергнуты полицией задержанию, указаны в п. 1 — 13 ч. 2 ст. 14 Закона о полиции. Очевидно, что доставление гражданина в полицию в целях решения вопроса о его задержании не будет соответствовать требованиям закона при отсутствии оснований для такого задержания, предусмотренных УПК РФ, КоАП, Законом о полиции, другими федеральными законами. Иными словами, сотрудник полиции, доставивший гражданина в полицию для решения вопроса о его задержании, в обязательном порядке должен располагать какими-либо фактическими данными, позволяющими заподозрить лицо в совершении либо преступления, либо административного правонарушения, либо в уклонении от исполнения административного наказания в виде административного ареста, назначенных ему судом принудительных мер медицинского характера и т. д., т. е. в том, что такой гражданин относится к одной из категорий лиц, перечисленных в п. 1 — 13 ч. 2 ст. 14 Закона о полиции. Примечательно, что доставление граждан для решения вопроса об их задержании допускается Законом о полиции только «при невозможности решения данного вопроса на месте». Подобную формулировку, на мой взгляд, трудно признать корректной хотя бы потому, что она ставит вне закона практику доставления в полицию граждан, вопрос о задержании которых с учетом сложившейся ситуации «положительно» уже решен сотрудниками полиции на месте (происшествия). Думается, действительное намерение законодателя заключалось в том, чтобы ограничить право сотрудников полиции доставлять граждан в служебное помещение случаями, когда невозможно решить на месте вопрос, требующий полицейского вмешательства, без задержания граждан. Подобное ограничение содержится в ст. 27.2 КоАП, согласно которой доставление граждан осуществляется сотрудниками полиции в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Таким образом, формулировка «при невозможности решения данного вопроса на месте» применительно к праву полиции доставлять граждан в целях решения вопроса о задержании, по нашему мнению, обязывает сотрудника полиции принять все возможные меры на месте (с учетом доступной информации, имеющихся организационно-технических ресурсов, численности сотрудников полиции, временных ограничений, соблюдения требований к обеспечению безопасности сотрудников полиции и окружающих граждан и др.) к урегулированию ситуации, требующей полицейского реагирования, без доставления гражданина в полицию (например, убедиться в правдивости устного заявления какого-либо лица о совершении правонарушения конкретным гражданином; произвести экспресс-опрос лица, особенности внешнего вида, поведения, совершаемых действий, времени и места нахождения которого дают основания подозревать его в совершении преступления, установить его личность путем проверки документов или при помощи находящихся поблизости свидетелей; произвести на месте личный досмотр гражданина при наличии данных о том, что он имеет при себе оружие; получить объяснение лица, совершившего административное правонарушение, составить на месте (в любом пригодном помещении, служебном транспортном средстве) протокол о таком правонарушении и т. п.). Принятые сотрудником полиции меры на месте контакта с гражданином могут исчерпывающе урегулировать ситуацию и исключить необходимость доставления его в полицию и последующего задержания. Если же в сложившейся ситуации сотруднику полиции очевидно, что без задержания гражданина его служебные обязанности не будут выполнены надлежащим образом (например, на глазах сотрудника полиции кто-либо совершает насильственное преступление) либо принятые меры позволили сотруднику полиции убедиться (во всяком случае не устранили его обоснованное подозрение) в том, что данное лицо подлежит задержанию, он доставляет указанное лицо в орган внутренних дел. Второе правовое основание доставления — для установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести. Чаще всего здесь имеются в виду случаи, когда сотрудник полиции обнаруживает какого-либо гражданина, схожего по приметам с разыскиваемым лицом. Следует подчеркнуть, что Закон о полиции не требует от ее сотрудников (это относится к числу его недостатков) в обязательном порядке, прежде чем принять решение о доставлении в полицию гражданина, схожего по приметам с разыскиваемым лицом, установить его личность по имеющимся у него документам. Тем не менее, если имеется такая возможность, сотрудник полиции должен ее использовать с соблюдением необходимых мер предосторожности. Подобное требование вытекает из принципа разумной достаточности в ограничении прав и свобод граждан, соответствующего духу Закона о полиции, но не получившего, к сожалению, своего полного воплощения в его тексте. Третье правовое основание доставления — для защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом. Норма об этом виде доставления сама по себе относится к новеллам Закона о полиции. Источники угрозы жизни и здоровью человека могут быть различными, главное, что он не способен (в силу возраста, состояния здоровья, иных причин) позаботиться о своей безопасности либо (в силу отсутствия времени, средств и т. п.) невозможно избежать опасности другим способом. Следует подчеркнуть, что угроза жизни и здоровью должна быть непосредственной, очевидной для сотрудника полиции и окружающих. Речь идет о доставлении в полицию, например, граждан, находящихся в общественных местах и не могущих в силу какого-либо заболевания назвать (вспомнить) свои имя, фамилию, место жительства, понять, где они находятся; граждан, предпринявших попытку самоубийства или имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих; граждан, в отношении которых окружающие выдвинули обвинение в совершении тяжкого преступления и пытаются устроить самосуд, и др. Следует подчеркнуть, что доставление в полицию подобной категории граждан может быть осуществлено, как и в других предусмотренных Законом о полиции ситуациях, вопреки их воле. Четвертое основание доставления граждан в полицию — «другие» случаи, предусмотренные федеральным законом, причем не только Законом о полиции (например, его п. 14 и 15 ч. 1 ст. 13), но и иными законодательными актами. Так, согласно ст. 27.2 КоАП сотрудники полиции вправе осуществлять доставление граждан при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со ст. 23.3 КоАП рассматривают органы внутренних дел (полиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях. Кроме того, при обращении к сотрудникам полиции должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о выявленных ими административных правонарушениях, они имеют право доставлять граждан в полицию в связи с совершением любого административного правонарушения. Подобное содействие указанным должностным лицам может быть оказано полицией и посредством применения административного задержания (ст. 27.3 КоАП). Здесь также необходимо говорить о возможном доставлении граждан в определенные места при возникновении чрезвычайных ситуаций (например, наводнение, взрывы и т. п.), но они не желают оставлять свое место жительства по различным причинам (боязнь мародерства и т. п.), когда имеется реальная угроза их жизни и здоровью. Пункты 14 и 15 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции также дают основания для доставления определенной категории граждан, а именно: находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке в медицинские организации; доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу; направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством РФ (п. 14); несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом (п. 15). В качестве другого примера можно привести п. 1 ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» <3>, допускающий на территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством РФ, на период проведения контртеррористической операции применение сотрудниками полиции таких мер, как проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов — доставление указанных лиц в органы внутренних дел РФ (иные компетентные органы) для установления личности. ——————————— <3> СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146.

Рекомендуем прочесть:  Берут ли налог на землю с пенсионеров

Доставление граждан в полицию как мера государственного принуждения

2. Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ, об административном правонарушении, совершённом во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Вопрос № 2

4. Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности» // Информационно-правовой портал Гарант [Электронный ресурс] режим доступа — http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12059440/

Тактика задержания и доставления нарядами полиции ОВО лиц, проникших на охраняемые объекты, совершивших правонарушения в зоне постов и маршрутов патрулирования

В данном случае должна наличествовать потенциальная или реальная угроза безопасности отдельных лиц, угроза общественной безопасности, обусловленная болезненным физическим либо психическим состоянием личности, претерпевающей доставление, а также наличие потенциальной угрозы нарушения правопорядка в какой-либо сфере жизнедеятельности, т.е. наступление особых, установленных законодательством условий, как связанных, так и не связанных с противоправным поведением лица, к которому применяется мера принуждения.

Доставление, применяемое сотрудниками полиции в качестве меры административного предупреждения (Шубина Е

3. Настоящее Наставление распространяется на лиц, подлежащих задержанию по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14 Федерального закона "О полиции", и подвергнутых доставлению в служебные помещения дежурных частей в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 13 Федерального закона "О полиции" для выяснения обстоятельств факта их задержания и доставления.

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 апреля 2012 г

Голливудские фильмы накладывают отпечаток на поведение российских милиционеров: среди сотрудников милиции бытует мнение, что задержанный имеет право только на один звонок. Не верьте этому! Закон не ограничивает вас в количестве звонков, вы можете сообщить о вашем задержании как только одному из родственников, так и нескольким, а также наряду со всеми остальными и защитнику.

Рекомендуем прочесть:  Операции по омс физических лиц

Законные основания для доставления и задержания

Кисти рук сжаты в кулаки, могут непроизвольно сжиматься или разжиматься. Иногда правонарушитель неосознанно охватывает руками шею сзади, что характеризует его стремление сдержать закипающий гнев. Наблюдается значительное увеличение мускульной напряженности.

Основание доставления в полицию

Чаще всего здесь имеются в виду случаи, когда сотрудник полиции обнаруживает какого-либо гражданина, схожего по приметам с разыскиваемым лицом. Следует подчеркнуть, что Закон о полиции не требует от ее сотрудников с нашей точки зрения, это относится к числу его недостатков Основания доставления в дежурную часть обязательном порядке, прежде чем принять решение о доставлении в Основания доставления в дежурную часть гражданина, схожего по приметам с разыскиваемым лицом, установить его личность по имеющимся у него документам.

Основания доставления в дежурную часть

Предмет проверки: а) основания доставления (обычно берется выборка из 100 учетных записей; однако, если эти 100 записей не типичны — например, в это время проводилась целевая операция «подросток», «барсетка» или иная — или их корректность оспаривается представителями подразделения, то берется несколько выборок по 100 записей); б) не имеет место доставления по основаниям, не предусмотренным законом; в) не допускается ли не внесение в Книгу лиц, доставленных на краткое время либо причастность которых к правонарушению не подтвердилась; г) не допускается ли неоговоренное исправление записей; д) не указывается ли в качестве времени окончания задержания время передачи — в графе № 10 говорится «о времени окончания срока задержания»; е) каков удельный вес, задержанных на срок более 3 часов; ж) не допускается ли изъятие вещей, не внесенных в протокол досмотра; з) как ведется учет передачи задержанных и что происходит с лицами, переданными из дежурной части.

В полиции: обращение с доставленными в вопросах и ответах

Согласно п.5 ст.25 закона «О полиции» сотрудники полиции, несущие службу в общественных местах, должны иметь специальный нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции. Этот знак должен помочь Вам, если человек в форме нарушает закон и не показывает вам своего удостоверения.

Основание доставления в полицию

Все категории лиц, которые могут быть подвергнуты полицией задержанию, указаны в п. 1-13 ч. 2 ст. 14 Закона о полиции. Очевидно, что доставление гражданина в полицию в целях решения вопроса о его задержании не будет соответствовать требованиям закона при отсутствии оснований для такого задержания, предусмотренных УПК РФ, КоАП, Законом о полиции, другими федеральными законами. Иными словами, сотрудник полиции, доставивший гражданина в полицию для решения вопроса о его задержании, в обязательном порядке должен располагать какими-либо фактическими данными, позволяющими заподозрить лицо в совершении либо преступления, либо административного правонарушения, либо уклонении от исполнения административного наказания в виде административного ареста, назначенных ему судом принудительных мер медицинского характера и т.д., т.е. в том, что такой гражданин относится к одной из категорий лиц, перечисленных в п. 1-13 ч. 2 ст. 14 Закона о полиции.

Доставление граждан в полицию как мера государственного принуждения, предусмотренная федеральным Законом «о полиции» Текст научной статьи по специальности — Государство и право

В соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ доставление и административное задержание (далее по тексту — задержание) являются одними из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Это значит, что их применение возможно лишь с определенной целью – обеспечение производства по делу об административном правонарушении таким образом, чтобы это производство осуществилось в возможно короткий срок, было полным, объективным и в соответствии с законом. Эти меры применяются только в связи с административным правонарушением, и только специально уполномоченными на это лицами.

Основания к задержанию и доставлению граждан в органы внутренних дел, предусмотренные действующим законодательством

Доставление — это деятельность правоохранительных органов по принудительному перемещению задержанного от места захвата к месту производства предварительного расследования. Итогом доставления является передача задер­жанного должностному лицу органа дознания или следователю, уполномоченному вынести процессуальное решение о задержании. Срок, затраченный на доставление лица к месту производства предварительного расследования, включается в общий срок задержания.

Основание доставления в полицию

Ссылка на основную публикацию