Административное право юбект

Субъекты административного права

Правоспособность субъекта сочетает его юридические права и обязанности; она традиционно представляет собой способность конкретного лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Административная правоспособность — вид обшей правоспособности субъекта права. Последняя представляет собой установленную законодательством и гарантированную государством возможность конкретного субъекта права (гражданина, государственного органа, государственного служащего, должностного лица, хозяйственного общества, некоммерческой организации и т. д.) вступать в различные правоотношения. Правоспособность — это возможность приобретать соответствующие права и исполнять обязанности, совершать действия и принимать решения, возбуждать административные производства и рассматривать дела об административных правонарушениях, нести ответственность в случае нарушения правовых норм и несоблюдения установленных законом требований. Таким образом, правоспособность служит условием возникновения реальных правоотношений, предпосылкой приобретения каждой из сторон этих правоотношений конкретных прав и обязанностей. Реализация прав и обязанностей субъекта административного права обеспечивается наступлением юридических фактов, образующих правоотношения. Правоспособность субъекта права создает возможность применения к нему юридической (в том числе административной) ответственности.

С другой стороны, все субъекты административного права обладают общими чертами, характеризующими их административную правоспособность. Как общие, так и специфические признаки обусловлены предметом административного права и методом административно-правового регулирования. Можно выделить такие признаки, определяющие общее в административной правоспособности субъектов административного права, как:

Административное и финансовое право

Административное и уголовное право также не лишены признаков взаимодействия. Уголовное право предусматривает, в частности, ответственность за преступления, совершенные в сфере регулируемых административным нравом общественных отношений. Административное право регламентирует вместе с рядом других правовых отраслей (например, гражданским правом) экономическую деятельность. Уголовное право обеспечивает ее защиту, предусматривая ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрацию незаконных сделок с землей. Таким образом, уголовное право обеспечивает реализацию и защиту административного права. Часто административное правонарушение перерастает в преступление (мелкое хулиганство — в уголовно наказуемое хулиганство, административные правонарушения против собственности — в преступления, посягающие на собственность).

Они относятся к отраслям публичного права и характеризуются некоторой общностью предмета правового регулирования. Финансовое право регулирует общественные отношения, связанные со сбором, аккумуляцией, распределением и расходованием денежных средств в государстве, активными участниками которых являются исполнительные органы государственной власти. При регулировании бюджетных и налоговых отношений финансовое право опирается на административное право по вопросам статуса и компетенции соответствующих исполнительных органов государственной власти. Защита регулируемых финансовым нравом общественных отношений осуществляется с помощью административно-правовых средств [45. Гл. 15, ст. 15.1-15.261.

Административное право Великобритании

На формирование и развитие административного права Великобритании существенно повлияла специфика и консервативность англосаксонской правовой системы. Следует отметить, что достаточно длительное время английские правоведы крайне негативно относились к регламентации организационных и структурных вопросов аппарата управления. Это было обусловлено тем, что административно-правовое нормотворчество в семье общего права (common law) от самого начала была сосредоточена вокруг выработки процессуальных гарантий защиты прав частных лиц от произвольных действий со стороны государственных органов. Вместе с этим, к задачам административного права должно относиться регулирование взаимоотношений частных лиц и государственных органов, В Великобритании, такое регулирование, в свою очередь, осуществлялось нормами общего права. Однако с расширением границ вмешательства государства в различные сферы общественной жизни активизировалось публичное администрирование этими сферами и произошло укрепление аппарата публичной администрации, организация и структура которого нуждались в соответствующей правовой регламентации. Соответственно, это повлекло появление в правовых нормах положений о правовой регламентации организационных и структурных вопросов публичного администрирования, а в юридической науке они начали рассматриваться именно как часть административного права. Примерно в середине XX в. британскими юристами было сформулировано понятие административного права.

Рекомендуем прочесть:  Где берут выписку из домовой книги

Великобритания состоит из четырех «исторических провинций» (англ. countries, то есть «страны»): Англия. Северная Ирландия, Шотландия, Уэльс. Последние три имеют национальные правительства с разной степенью полномочий, расположенные в Белфасте, Эдинбурге и Кардиффе соответственно. С Соединенным Королевством ассоциированные Коронные земли, хотя они и не являются его частью конституционно. Соединенное Королевство имеет 14 Заморских территорий.

Административное право

2. Запрет:запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;

Административное право как наука— это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.

Понятия административного и гражданского права и их особенности

Во взаимоотношениях административного и гражданского права наблюдается также тесная связь, определяемая тем, что нередко у них имеется общий предмет регулирования (например, отношения иму­щественного характера, возникающие в хозяйствен­ной сфере). Имущественные отношения могут быть предметом регулирования как гражданского, так и административного права. В таком случае различие между данными отраслями права следует искать в прису­щих им методах правового регулирования.

Гражданским правом регулируются такие имущественные отношения, в которых стороны равноправны (их большинство). Административное же право регулирует имущественные отношения, в которых стороны неравноправны; одной из сторон выступает соответствующий орган управления. При этом он не является юридическим лицом, не участвует непосредственно в гражданско-правовом обороте, где используются товарно-денежные формы. Орган управления воздействует на имущественные отношения в сфере государственного управления теми методами, которые имеются в его распоряжении.

Административное право как отрасль права и наука

  1. государственное управление, исполнительные органы власти;
  2. административное право как отрасль права, научная отрасль знаний и учебная дисциплина;
  3. субъекты административного права;
  4. формы и методы осуществления деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
  5. административное правонарушение и административная ответственность;
  6. административная юрисдикция;
  7. административный процесс и виды административного производства;
  8. законность и дисциплина в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.

Система отрасли административного права – это совокупность норм, правил административного права, взаимосвязанных и взаимозависимых и образующих специфическое информационно-правовое единство, обеспечивающее эффективное правовое регулирование управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также отношений в сфере управленческой деятельности, осуществляемой другими органами государственной власти и их обслуживающими аппаратами и иными уполномоченными законом субъектами административного права.

Лекция 1

Предмет административного права позволяет определить сферу правового регулирования данной отрасли права. Метод же административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования.

Предмет отрасли административного права включает в себя изучение сущности исполнительной власти, осуществляющей государственное управление, видов административно-правовых норм, источников и системы этой отрасли права, отношений, регулируемых нормами административного права, их взаимосвязей и развития, правового статуса субъектов и объектов государственного управления, правовых форм и методов управления, вопросов административной ответственности и способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти, проблем отраслевого, межотраслевого и территориального управления.

Институты административного права

В классическом соответствии с законодательством РФ, государственная служба играет роль служебной деятельности граждан нашей страны. В структуру органов, которые призваны исполнять полномочия по несению государственной службы, включаются: субъекты РФ, органы государственной власти федерального уровня, лица, замещающие должности, установленные законом. В самом общем смысле, государственная служба сводится к выполнению работниками своих обязанностей на предприятиях или организациях, а также в государственных органах.

Рекомендуем прочесть:  Образец заявление о снятии с регистрационного учета

Государственная служба имеет профессиональную основу. Это определено надобностью компетентного осуществления деятельности организаций государственного уровня. Государственная служба опосредуется при помощи административного права. Набор право норм, регламентирующих правовое положение государственных служащих, условия и порядок прохождения государственной службы и иные положения, составляют правовой институт.

Административное право юбект

— с конституционным (государственным) правом, которое содержит принципы всех других отраслей права, в том числе и административного. Конституционное право, основным источником которого является Конституция, конституции республик в составе России, Конституционные законы, непосредственно регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, взаимоотношения личности и государства, вопросы организации государственной власти, ее осуществления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Эти отношения и являются предметом регулирования конституционного права;

— регулируют порядок прохождения государственной службы в органах управления и других государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях государственными служащими, определяют их обязанности и права, а также правовое положение местных органов самоуправления, общественных объединений и их служащих в сфере государственного управления;

Краткая история развития административного права России

Зародилось административное право еще в племенах восточных славян: вождь регулировал все правоотношения. Позже стали играть свою роль советы старейшин, вечевые собрания, служители культа. С появлением великого государства – Киевской Руси – главной задачей стало объединение законов и унификация их на всей ее территории. Государственное управление усложнялось, расширялись сферы управления, и для решения новых задач требовалось построение новой законодательной базы.

В период с IX по XIV вв. управление государством происходило на основе обычаев и традиций управления, закрепленных в «Русской Правде»: использовалась десятичная система управления; с XII по XV вв. – дворцово-вотчинная система (это одна из предпосылок развития территориального управления). В следующем периоде – XV–XVIII вв. – начали формироваться зачатки административного права централизованного государства.

Характеристика административного права

Метод административного права, характеризующий способ регулирующего воздействия на общественные отношения, отличается рядом особенностей. Он включает в себя иерархичность, т.е. выполнение предписаний, приказов, требований, запретов вышестоящих органов и должностных лиц нижестоящими.

Этот метод может быть сопоставлен с методами гражданско-правового регулирования. Учет этих различий особенно необходим тогда, когда нормы административного и гражданского права регулируют одну и ту же группу общественных отношений (например, отношения в области разграничения государственной собственности, инвестиций, торговли регулируются и административным, и гражданским правом).

Административное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами исполнительной власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата.

Административное право (И

В период с IX по XIV вв. управление государством происходило на основе обычаев и традиций управления, закрепленных в «Русской Правде»: использовалась десятичная система управления; с XII по XV вв. – дворцово-вотчинная система (это одна из предпосылок развития территориального управления). В следующем периоде – XV–XVIII вв. – начали формироваться зачатки административного права централизованного государства.

Примерно с 1935 г. в России произошло разделение административного права на три крупные ветви: 1) административное право как наука – исследует закономерности развития административного права (работы теоретиков Козлова, Алехина); 2) административное право как учебная дисциплина – важнейшая составляющая юридического образования; 3) как отрасль права.

Ссылка на основную публикацию