Примеры возникновения искустственной монополии

Возникновение и сущность монополий

Фирма, обладающая в некоторой степени монопольной властью, имеет больше возможностей выбора, чем фирмы в чисто конкурентной отрасли. Она может, например, использовать более сложную стратегию ценообразования и маркетинга, чем конкурентная фирма, или же попытаться придать своему продукту характеристики, отличающие его от аналогичной продукции конкурентов, чтобы ещё больше усилить свою рыночную власть.

Во второй половине девятнадцатого века постепенно начинается возникновение крупных предприятий и их объединений, которые постепенно охватывали всё возрастающую долю отраслевых рынков. Развивался процесс концентрации производства, проявлявшийся в сосредоточении на всё более крупных предприятиях (объединениях) значительных масс рабочей силы, объемов производства. Так, в 1909 г. в США Развивался процесс концентрации производства, проявлявшийся в сосредоточении на всё более крупных предприятиях (объединениях) значительных масс рабочей силы, объемов производства. крупнейших промышленных предприятий с объемом производства в 1 млн. долл. и более насчитывалось 1,1% от общего числа, на них было занято 30,5% всех рабочих, которые производили 43,8% всей промышленной продукции страны. Конкуренция стала несовершенной (несвободной). Сокращается число производителей-продавцов, крупнейшие из оставшихся получают возможность в некоторой степени влиять на рыночную цену; производимая предприятиями продукция нередко становится разнородной, дифференцированной. (7.345с.)

Монополии: примеры в мире и в России

Каким образом возникает искусственная монополия? Примеры появления главенствующих предприятий указывают на вероятность двух путей достижения цели. Первый из них кроется в успешном развитии производства, а также в концентрации капитала, и, как следствие, в увеличении масштабов деятельности. Второй путь является более быстрым. Его основой служит централизация капитала, то есть добровольное объединение или поглощение обанкротившихся организаций. При этом масса мелких и средних предприятий превращается в более крупное. Возникает искусственная монополия. Она охватывает определенный сегмент рынка сбыта и не имеет конкурентов.

Иногда на рынке возникает ситуация, когда в потребительской сфере возникает новая компания, предлагающая вновь созданный продукт, не имеющий аналогов. Это и есть чистая монополия. Примеры таких ситуаций в настоящее время малочисленны. Сегодня это явление довольно редкое. Чаще между собой конкурируют сразу несколько фирм. В настоящее время, как правило, только при поддержке государства может существовать чистая монополия. Примеры при этом могут быть приведены только по субъектам, предлагающим свою продукцию на местных ранках. Самый простой из них, когда фирма диктует потребителям свою цену. Однако стоимость услуг или товаров чистых монополий может находиться под контролем государства. При этом такие субъекты хозяйствования будут защищены от вступления в сферу их деятельности других продавцов государственными законодательными актами.

Понятие естественной монополии

Второй существенный компонент, уточняющий понятие естественных монополий, обращен к естественно-монопольному товару. Товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, то есть потенциальный покупатель в состоянии приобрести для своих нужд только данный, а никакой другой товар, и купить его он может только у одного конкретного продавца — естественного монополиста.

Фирму, которая пользуется преимуществами отдачи от масштаба лишь при определенной величине спроса, принято называть временной естественной монополией. Временная естественная монополия имеет место, если до определенного объема производства (Q* на рис. 1.2) эффект отдачи от масштаба положительный, а затем отрицательный. Кривая средних затрат в этом случае имеет U`-образную форму и при возможном росте спроса монополия перестанет быть естественной, появятся возможности для входа новых фирм в отрасль и развития конкуренции [1].

Причины возникновения и сущность монополий

Монополия (от моно — один и греч. pōléō — продаю) — это крупнейшее предприятие или объединение таковых, которые концентрируют в своих руках и производство и сбыт значительной доли продукции в интересах установления высоких цен и получения монопольно-высокой прибыли.

Рекомендуем прочесть:  Помощь ипотечникам от государства в 2020 году

Монополии играют в хозяйстве страны противоречивую роль. С одной стороны (негатив) монополии могут ограничивать выпуск продукции и устанавливать более высокие цены на нее. Это может вызвать нерациональное распределение ресурсов в хозяйстве страны. Не всегда крупные фирмы используют свои возможности в развитии НТП (научно-технический прогресс), они могут влиять на снижение уровня жизни населения, они ограничивают конкуренцию на рынке, могут осуществлять диктат производителя надо потребителем. С другой стороны (позитив) продукция монополий отличается высоким качеством. Крупная фирма может осуществлять научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. У монополий есть возможности для снижения издержек производства. Есть возможность экономить материальные и финансовые ресурсы.

Естественная монополия: примеры

Другая причина возникновения естественных монополий актуальная в том числе и для России — высокий инвестиционный порог входа в ту или иную отрасль. Для того чтобы начать бизнес, к примеру, в транспортной сфере, необходимы огромные капиталы. Их владелец будет заинтересован в том, чтобы окупить свои вложения и учредить фирму, которая сможет осуществлять деятельность в условиях минимальной конкуренции. Поэтому инвестор приобретает, потратив большой капитал, основной объём тех ресурсов, благодаря которым фирма собирается извлекать прибыль в дальнейшем. Например, строит платную магистраль, причём спроектировав её так, что любая альтернативная, скорее всего, будет менее эффективной за счёт большей протяжённости или меньшей ширины. Конкуренция естественных монополий — явление крайне редкое во многом в силу того, что соответствующего типа предприятия намеренно учреждаются в тех сферах, где несовпадение интересов бизнесов, скорее всего, наблюдаться не будет.

Ещё один критерий классификации фирм, о которых идёт речь, — то, в чьём владении находятся субъекты естественных монополий. Они могут являться государственными, муниципальными структурами, частными лицами и корпорациями, зарубежными инвесторами. Следующий критерий классификации естественных монополий — организационно-правовая форма. Чаще всего монополия представлена публичным акционерным обществом, но их функционирование будет также возможным, к примеру, в виде государственных корпораций или унитарных предприятий.

АНАЛИЗ МОНОПОЛИИ

Современная история изобилует драматическими коллизиями законотворчества, давления со стороны общественности относительно ограничения власти монополий. В целом зрелое общество научилось обращаться с монополистами, и накопила значительный опыт по ограничению монополистической власти (см. табл. 10.1).

Приведенное выше определение монополии касается чистой монополії8. Чистой монополии в рафинированном виде практически не бывает в обществе (как и совершенной конкуренции). Однако ее нужно исследовать как противоположный полюс совершенной конкуренции. Чаще встречаются случаи монополистической власти.

Примеры возникновения искустственной монополии

— высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные затраты, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что фирма подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться;

Монополия есть исключительное право деятельности в какой-либо сфере деятельности. По владельцу этого права различают монополиста государственные и капиталистические. Государственными монополистами называются монополиста, принадлежащие государству. Возникают в результате строительства государственных предприятий (военной промышленности, новых или капиталоемких отраслей) или национализации отдельных предприятий, отраслей промышленности и транспорта.

Примеры возникновения искустственной монополии

Под монополией понимается такая структура рынка, при которой существует всего один продавец, контролирующий всю отрасль, и реализуемый им продукт не имеет субститутов в других отраслях. Монополия – противоположность конкурентному рынку, где действует большое количество продавцов. Соперничество на конкурентном рынке заставляет продавцов снижать цены – при монополии же продавец может устанавливать любую цену на свою продукцию.

  1. 3. Естественная монополия – ситуация, при которой предприятия отрасли объединены одной организацией. Естественная монополия существует, если в отсутствии конкуренции удовлетворять потребности населения проще и выгоднее (за счет снижения издержек на единицу товара). К отраслям естественной монополии в России относят железнодорожный транспорт, линии электропередач, водоснабжение и канализацию. Естественная монополия характеризуется большим количеством барьеров входа в отрасль. Прежде всего потенциальных конкурентов отпугивает внушительный размер капитала, необходимый для входа.
Рекомендуем прочесть:  Освобождены ли пенсионеры от налога на землю

Сущность монополии

Монополия (от моно – один и греч. pōléō — продаю) – это крупнейшее предприятие или объединение таковых, которые концентрируют в своих руках и производство и сбыт значительной доли продукции в интересах установления высоких цен и получения монопольно-высокой прибыли.

Монополии играют в хозяйстве страны противоречивую роль. С одной стороны (негатив) монополии могут ограничивать выпуск продукции и устанавливать более высокие цены на нее. Это может вызвать нерациональное распределение ресурсов в хозяйстве страны. Монополии могут усиливать неравенства в доходах. Не всегда крупные фирмы используют свои возможности в развитии НТП (научно-технический прогресс), они могут влиять на снижение уровня жизни населения, они ограничивают конкуренцию на рынке, могут осуществлять диктат производителя надо потребителем. С другой стороны (позитив) продукция монополий отличается высоким качеством. Крупная фирма может осуществлять научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. У монополий есть возможности для снижения издержек производства. Есть возможность экономить материальные и финансовые ресурсы.

Примеры возникновения искустственной монополии

Быстрый рост размеров капитала обеспечивался также усилением централизации, происходившей в форме слияний независимых компаний. Эта форма централизации капитала широко использовалась в США. Первая большая волна монополистических слияний происходила в США в 90-х годах XIX века и в первые годы XX века. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности.

Важной формой создания отраслевых и межотраслевых монополистических союзов явилась система участия. Возможность ее развития заложена в акционерной форме организации компаний, принадлежит владельцу контрольного пакета акций. Если владельцем контрольного пакета акций является другая компания, то она тем самым получает возможность руководить своей «дочерней» компанией. Это и есть система участия, которая может носить многоступенчатый характер, обеспечивая компании, находящейся на самом верху пирамиды, контроль над громадными капиталами.

Что такое монополия – типы, формы, примеры монополизма

Хозяйственное объединение, которое находится в собственности частных лиц и контролирует определенную отрасль рынка, где устанавливаются монопольные цены, называется монополией. Она возникает, как соглашение, то есть происходит добровольное соединение нескольких крупных фирм с целью остановить конкуренцию и самостоятельно сформировать цены на продукцию. По степени охвата рынка максимума достигает абсолютная монополия. Для хозяйственного объединения характерны такие черты:

Подобные хозяйственные объединения возникли еще в глубокой древности. Тенденции к образованию монополии в разной степени проявляются на протяжении всего этапа развития рыночных отношений. Реальные примеры монополий начали встречаться в конце XIX столетия, особенно во времена кризиса 1873 года. Первыми обратили внимание на процесс усиления монополизации немецкая экономическая школа. Монополии в России начали формироваться в 80-х годах XIX столетия и развивались они с непосредственным участием государства.

Причины возникновения, сущность, организационные формы монополий

— помогает созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков или разрушить её (этим в нашей стране занимается Комитет по поддержке малого предпринимательства). В экономической и юридической литературе по антимонопольному регулированию принято различать две основные модели: американскую и европейскую. Российская практика антимонопольного регулирования тяготеет больше к европейской модели. Это находит выражение в содержании российского антимонопольного законодательства, а также в полномочиях и практической
деятельности федеральных антимонопольных органов. Государственное регулирование играет важную роль в поддержании необходимого уровня конкуренции в экономике. Можно выделить три главных его направления:

В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства. Сущность и особенности всех видов монополистических объединений ярко проявляются в целях и характере их поведения. Есть несколько причин существования монополии.

Ссылка на основную публикацию