Предприятия искусственной монополии

Монополия естественная и искусственная

сравнении величин издержек в однородном производстве. Вследствие лучшей оснащённости и большей мощности крупного предприятия происходит повы-шение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. Поэтому данные монополии желаемое явление для общества, хотя монополистическая природа всё равно вынуждает регулировать их деятельность.

монополия это предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (электричес-кие и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи). Как правило, подобные «естественные монополии» находятся в собственности

Искусственная монополия

Искусственная монополия второго вида возникает в силу предоставления только одному предприятию патентов и разрешений на производство какой-либо продукции. Это может касаться различного рода изобретений, ноу-хау или ограниченного доступа к определенному ресурсу. Такие искусственные монополии имеют формы, основанные на преференциях, в том числе, и от государства, и существуют в большинстве стран мира.

  • наличие в пределах одной отрасли единственного производителя какого-либо товара или услуги;
  • продукция предприятия-монополиста обладает уникальными свойствами, не имея близких по сути аналогов и заменителей;
  • присутствие барьеров (искусственного или естественного характера), не позволяющих новым производителям выйти на рынок;
  • определение стоимости продукции и объемов ее выпуска только одним производителем.

Предприятия искусственной монополии

Картель — союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте — доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

Синдикат — объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.

Монополии: примеры в мире и в России

Где же особенно ярко проявляется государственная монополия? Примеры использования административной власти можно увидеть в различных сферах. Это Банк России. Он обладает монополией на организацию, обращение и эмиссию наличных денег. Такое право дано ему законодательными актами.

Классификация монополий носит условный характер. Некоторые компании весьма сложно отнести к тому или иному типу хозяйствующих субъектов. Многие из них имеют принадлежность сразу к нескольким видам различных монополий. Примером тому могут служить субъекты хозяйствования, обслуживающие телефонные сети. Сюда же относятся газовые и электрические компании. Все они имеют признаки не только естественной, но и закрытой монополии. Примеры могут касаться и других сфер деятельности.

Искусственная монополия

А может ли монополист уменьшить выпуск легко, чтобы не изменились его средние затраты? В нашем случае при искусственной монополии, возникшей в результате объединения множества мелких фирм, монополист просто закрывает часть заводов, оставляя другие работать в оптимальном режиме, дающем минимум средних затрат. Поэтому сокращение выпуска с 1 миллиона до 500 тысяч коробков в неделю = это просто закрытие половины заводов.

Если, например, кривая спроса очень неэластична (рис. 2.9.), то монополисту будет действительно выгодно сильно сократить выпуск и поднять цену, так как увеличение цены будет сопровождаться незначительным увеличением объема спроса. Наибольшую площадь под такой кривой спроса будет иметь прямоугольник с небольшим основанием и длинными боковыми сторонами (заштрихован на рис. 2.9.)

Рекомендуем прочесть:  Дачная амнистия ижс

Искусственная монополия

В начале 1990-х годов в Россию пришла новая власть, большие перемены пришли в экономику нашей страны, рынок стал не монополистическим, а конкурентным. На рынке появилось множество товаров различного рода и качество, большое количество предприятий, как производственных, так и торговых, причем надо отметить, что собственниками этих компаний являлись частные лица или юридические лица, а не государство. В эти года государство окончательно потеряло контроль над рынком, и рынок стал развиваться «сам по себе».

А вот во времена Советского Союза рынок имел практически полностью монополистический характер, во главе рынка стояло государство, оно его регулировало, устанавливало цены на товар и продукцию, контролировала инфляцию, а также деятельность всех предприятий была подвержена влиянию государства.

Виды искусственной монополии

Синдикат — это объединение ряда предприятий, изготовляющих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору.

Внутри консорциума роли распределяются таким образом, чтобы каждый участник работал в той сфере деятельности, где он достиг наивысшего технического уровня при наименьших издержках производства.
Действия участников координируются лидером, который получает за это отчисления. Каждый участник готовит предложение на свою долю поставок, из которых формируется общее предложение консорциума. Консорциум несет солидарную ответственность перед заказчиком.

Предприятия искусственной монополии

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути:

Естественная монополия (natural monopoly) — это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства в связи с существенным понижением затрат производства на единицу продукта по мере увеличения объема производства, а товары, производимые субъектами естественной монополиста, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном рынке на товары, производимые субъектами естественной монополиста, в меньшей степени зависит от изменения его цены, чем спрос на другие виды товаров.

Монополия естественная и искусственная

Ради повышения доходов применяются и другие ценовые «хитрости». Так, на сопряженные, дополняющие друг друга товары (скажем, принтер и краска к нему) устанавливается «система связанных цен»: на основной продукт (принтер) цена относительно невелика (для стимулирования его сбыта), а на сопутствующий (краску) — завышенная (для получения компенсирующей сверхприбыли). Ещё пример: новые товары монополисты сначала продают по повышенным «ценам снятия сливок» (для «избранных», богатых покупателей), а затем в ход идут пониженные «цены проникновения» — для завоевания кошельков широкой публики.

Естественная монополия возникает и существует закономерно, по объективным условиям. Например, в отраслях (автомобильная, газовая, алюминиевая), где экономически оправданно крупномасштабное производство, обеспечивающее большую эффективность, низкие затраты, а значит, и возможность покупать продукцию по более низким ценам. Или там, где целесообразнее иметь единый хозяйственный комплекс (городской метрополитен, водоснабжение, связь), поскольку разделение этих комплексов на отдельные конкурирующие предприятия привело бы к неоправданному дублированию капитальных сооружений и росту затрат. Наконец, монополия естественна при добыче редких ископаемых, производстве редких сортов чая, винограда, в сфере оригинальных художественных промыслов и т.п.

Рекомендуем прочесть:  Как оформить банкротство

Монополия естественная и искусственная

Ради повышения доходов применяются |и|другие ценовые «хитрости». Так, |на сопряжённые, дополняющие [друг друга товары (скажем, принтеріи краска к нему) устанавливается «системашрвязанных цен»: на !основной продукт (принтер) цена относительно невелика (для стимулирования его рбыта), а на сопутствующий (краску) — завышенная (для получения компенсирующей сверхприбыли). Ещё пример: новые товары [монополисты сначала продают по повышенным «ценам снятиясливок»(для«избранных»,бо-

Иное дело — искусственная монополия. Это монополия «рукотворная», специально созданная путём концентрации в чьих-то руках определённой хозяйственной деятельности. При этом для получения рыночной власти|и|сверхприбы- лей сильные компании или подавляют своих конкурентов (с помощью,1скажем, демпинга 1 ); или осуществляютигак называемое враждебное поглощение соперников (скупая их акции, иногдаїанонимно [197] [198] [199] ); илишдобровольноврбъединяются друг с другом (обычно (путём взаимного обмена акциями) виразличные союзы, чтобы [уже не конкурировать,|а1упо- рядоченно и выгодно владеть рынком совместно. Исторически сложились три главные формы монополистических союзов: картели, синдикаты и тресты (табл. 5.1). Основные различия между ними — в широте соглашений участников и «плотности» их объединения. Так, наиболее простая иро сего дня [распространённая форма —картель. Его участники (производящие однородную продукцию — нефть, сахар, кофе, бананы и пр.) договариваютсяр разделе рынков, торговых квотахтр уровнеіцен (кто, где, сколько и|почём продаёт). При этом они полностью сохраняют свою хозяйственную самостоятельность — как производственную, так и коммерческую (торговую). Il I

Предприятия искусственной монополии

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Зачастую существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Монополию, обеспечивающую сверхприбыль за счет новаторской деятельности, Й. Шумпетер именует эффективной монополией. Эта сверхприбыль для каждой конкретной монополии – дело временное. Она исчезает вследствие осуществления других нововведений конкурентами, монополиями-соперниками. Каждая монополия преследует свои частные интересы, но результатом оказывается выигрыш всего общества. По Й. Шумпетеру, эффективная монополия – источник позитивного динамизма экономики. В этом отношении его теория прямо противоположна марксистской концепции, видящей в монополиях причину хозяйственного застоя и регресса.

Естественная, искусственная, легальная монополии

Концерн — как правило, диверсифицированный (многоотраслевой) комплекс формально независимых предприятий различных сфер экономики — промышленных, банковских, торговых, транспортных и других, находящихся под финансовым контролем головной (держательской) холдинг-компании, сосредоточивающей у себя акции компании. Многие концерны опираются на густую сеть мелких и средних предприятий, разбросанных по многим странам мира, капиталами которых можно гибко маневрировать, направляя их в наиболее доходные отрасли экономики. В настоящее время это достаточно развитая форма современных хозяйственных объединений.

Трест — интегрирует (объединяет) собственность на средства производства и готовую продукцию, управление ими. В современных условиях такие структуры в значительной мере трансформировались в закрытые или открытые акционерные общества. Обращает на себя внимание широкое использование в настоящем расширительного понятия «корпорация» (от лат. согрогадо — объединение), которое довольно часто представляется как синоним акционерных обществ.

Ссылка на основную публикацию