Дотации из федерального бюджета

Что такое дотация? Кому выдают дотации

В мире широко используется практика распределения денежных средств между бюджетными фондами разных уровней или отраслей. В Российской Федерации более 70 % финансового регулирования составляют ассигнования от регулирующих поступлений. Что такое дотация и какую роль она исполняет во внутренней экономической политике России, исчерпывающе разъяснит Бюджетный кодекс РФ.

Формы межбюджетных трансфертов

Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, для которых в двух из трех последних отчетных лет доля указанных дотаций в общем объеме собственных доходов превышала 50%, в течение трех финансовых лет начиная с очередного финансового года предоставляются при условии подписания и соблюдения условий соглашений с Министерством финансов РФ о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ.

Субсидии, субвенции, дотации и трансферты – их сравнительно-правовой анализ и порядок предоставления

Cубсидии местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации — межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Дотации из федерального бюджета

Эти регионы входят в число высокодотационных, у которых доля зависимости от федеральных трансфертов максимальна: доля федеральных дотаций в доходах их бюджетов превышает 40%, объясняет завкафедрой госрегулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов. Также к высокодотационным относятся Алтайский край (в 2020 году дотация на выравнивание вырастет на 4,5 млрд руб., до 27,1 млрд), Чечня (дотация составит 27 млрд руб.), Крым (17,7 млрд руб.), Тыва (15,7 млрд руб.), Ингушетия (9,2 млрд руб.), Карачаево-Черкесия (9,1 млрд руб.). Доходы бюджета Чечни на 84% складываются из безвозмездных поступлений из федерального центра (дотации, субвенции, субсидии и прочие поступления), а доходы бюджета Крыма — на 67%, следует из уточненных законов о бюджетах на 2020 год двух республик.

Рекомендуем прочесть:  Как найти место жительства человека

Дотации из федерального бюджета

Дотации, которые государственный бюджет выделяет для выравнивания обеспеченности образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Отметим, что получателей за счет средств фонда ежегодно оказывается немало. Так например, в 2013 году в список дотационных попали 79 из 83 субъектов РФ. К числу регионов- реципиентов теперь попали и присоединенные Крым и Севастополь.

По рублю на кусочки: как регионы России поделили бюджетный пирог 2020 года

Крупнейшим плательщиков налогов в российскую казну является Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, откуда в федеральный бюджет за первое полугодие текущего года поступили почти полтриллиона рублей. Богатый на энергоресурсы регион обгоняет по платежам даже Москву. За прошлый год Югра направила в федеральный бюджет налоговых платежей почти на 1,7 трлн рублей, а Москва — на триллион с небольшим. Третий по величине регион-донор России — Ямало-Ненецкий округ, который «отгружает» в год федералам свыше полутриллиона рублей.

Какие регионы России считаются дотационными

В прошлом месяце и.о. главы Республики Крым Сергей Аксёнов заявил, что общий объём финансирования программы социально-экономического развития Крымского федерального округа до 2020 года составит 825 млрд рублей. Из них 695 млрд руб. выделят из федерального бюджета.

Дотации из федерального бюджета

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:

  • дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);
  • субсидий местным бюджетам;
  • субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Дагестан и Чечня снова в числе крупнейших получателей дотаций из федерального бюджета в 2020 году

Нововведения, предложенные Минфином, дадут ведомству возможность более гибко подходить к расчетам объемов дотаций регионам, считает Климанов. «Это элемент некоего ручного управления. Минфин будет настаивать, что это тоже формула, но жесткая формула может привести к резким всплескам или падениям, ненужным для всей финансовой системы. Для этого введена третья составляющая, которая дает возможность гибче подойти к этой ситуации», — считает эксперт. Новая методика даст Минфину возможность маневра, чтобы избежать «проседаний» по дотациям из-за простого математического счета.

Рекомендуем прочесть:  Дотации беременным

Межбюджетные трансферты: понятие, виды межбюджетных трансфертов, назначение, формы, условия предоставления

Рассматривая межбюджетные трансферты, виды и назначение которых прописаны в законодательстве, важно уделить внимание инструментам, которые помогают устранить негативные последствия реализации совместных проектов, имеющих значение для всей страны. Субсидии необходимы для того, чтобы компенсировать расходы местных фондов. Цель и задачи их предоставления устанавливаются законодательством РФ и ее субъектов. Например, субсидии могут предоставляться на развитие социальной или инновационной инфраструктуры наукоградов страны. Они могут выделяться как из Фонда софинансирования, так и из резервных фондов президента и правительства РФ. Субсидии, как и дотации, даются регионам на безвозмездной основе. Они покрывают часть расходов, для которых выделены, остальные средства берутся из местного бюджета.

Дотации из федерального бюджета

4. Субвенции бюджетам автономных округов, входящих в состав краёв, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключённых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Межбюджетные трансферты

  1. принцип разделения и закрепления доходов всех бюджетов по определенным уровням бюджетной системы государства;
  2. принцип распределения и утверждения расходов всех бюджетов по определенным уровням бюджетной системы государства;
  3. принцип максимального эффективного выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов всех уровней бюджетной системы государства.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета

Пример. Допустим, ИБР =2,0. Это означает, что в данном регионе стоимость предоставления условной единицы бюджетных услуг в расчете на душу населения в два раза выше, чем в регионе с наиболее благоприятными условиями финансирования бюджетных расходов. ИБР позволяет привести среднедушевые бюджетные расходы различных регионов к сопоставимому виду. Рассчитывались эти доходы по формуле:

Чем субвенция отличается от субсидии

Если рассчитывается субсидия на семью, то считается совокупный доход (весь, включая прочие пособия, стипендии и иные выплаты) всех ее членов, и делится на количество зарегистрированных человек (в том числе несовершеннолетних) на данной жилой площади. Вот эта полученная сумма должна не превышать регламентированный прожиточный минимум.

Межбюджетные трансферты

3. Субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам Российской Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права:

Ссылка на основную публикацию