Организация государственной власти в субъектах российской федерации

Содержание

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ в установленных конституцией (уставом) субъекта и законами субъекта РФ пределах и формах осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ.

Тема 7

Таким образом, хотя Конституция Российской Федерации и не содержит положений, предусматривающих отзыв какого-либо должностного лица, ее нормы не препятствуют возможности введения федеральным законом института отзыва высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации

Федеративный характер Российского государства предполага­ет, что государственную власть в нем осуществляют как феде­ральные органы, так и органы субъектов Федерации. Между эти­ми уровнями государственной власти существует тесная связь и взаимодействие, обеспечивающие единство государственной вла­сти в РФ. Вместе с тем, для того чтобы феде­рализм был реальным, а власть демократически децентрализова­на, необходимо предоставить субъектам Федерации возможность осуществлять государственную власть с помощью собственных органов, организация и деятельность которых отвечала бы регио­нальным условиям и общим принципам разграничения властных полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Организация государственной власти в субъектах российской федерации

Обязанность субъектов РФ устанавливать свои системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя РФ, в частности, означает, что при установлении такой системы и ее нормативном закреплении регионы должны исходить из представлений о демократическом федеративном правовом государстве с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ); приоритета прав и свобод человека и гражданина, социального характера государства (ст. 2, 7); определения народа в качестве единственного источника власти в регионе (ст. 3); признания суверенитета Российской Федерации на всей ее территории (включая территории субъектов РФ), верховенства Конституции РФ и федеральных законов на своей территории, государственной целостности России, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и своими органами государственной власти, равноправия всех субъектов РФ (ст. 4, ч. 3, 4 ст. 5, ч. 3 ст. 11, ст. 15); единства гражданства в Российской Федерации (ст. 6); необходимости осуществления государственной власти на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную с обеспечением самостоятельности органов каждой из ветвей (ст. 10); самостоятельности в пределах своих полномочий органов местного самоуправления и гарантии их прав (ст. 12); признания идеологического многообразия и светского характера государства (ст. 13, 14).

Организация государственной власти на уровне субъектов Российской Федерации

Установление общих принципов организации государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно. Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ четко установил систему органов государственной власти регионов, которую составляют:

Организация власти в субъектах РФ

При Правительстве РФ открываются представительства субъектов РФ, в задачи которых входят осуществление связи и координация исполнительной и законодательной власти федерального уровня с аналогичными ветвями власти региона, согласование по вопросам разработки регионального бюджета, выполнения целевых программ и т.д. Эффективность решения перечисленных задач во многом зависит от руководителя представительства — он должен обладать необходимыми качествами: быть дипломатом, проявлять настойчивость, уметь поддерживать отношения и контакты и т.д. В представительстве образуются отделы.

Рекомендуем прочесть:  Неустранимый недостаток товара в пределах срока службы

Система государственного управления

Не имея возможности принять самостоятельное окончательное решение о досрочном прекращении полномочий высшего должностного лица субъекта РФ, законодательный орган региона все-таки наделен полномочием выразить ему недоверие, что является одним из оснований возможного отрешения от должности главы региона Президентом РФ. Основаниями для выражения такого недоверия могут быть: во-первых, издание главой региона актов, противоречащих Конституции РФ, конституции (уставу) и законам субъекта РФ; во-вторых, иное грубое нарушение федерального или регионального законодательства; в-третьих, ненадлежащее исполнение высшим должностным лицом субъекта РФ своих обязанностей. Первые два обстоятельства должны быть установлены исключительно в судебном порядке, кроме того, в первом случае глава региона должен не отреагировать на решение суда в течение месяца, а во втором – должно иметь место массовое нарушение прав и свобод граждан. При наличии одного из указанных обстоятельств инициировать выражение вотума недоверия вправе группа численностью не менее 1/3 от установленного числа депутатов парламента; решение же о недоверии принимается квалифицированным большинством в 2/3 голосов от установленного числа депутатов (если парламент двухпалатный – 2/3 каждой из палат). Положительное решение парламента направляется на рассмотрение Президента РФ для решения вопроса об отрешении высшего должностного лица от должности. Отрешение от должности главы региона влечет за собой отставку и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.Законодательный орган субъекта РФ может выражать недоверие не только главе региона, но и тем должностным лицам высшего органа исполнительной власти, в назначении которых он принимал участие (утверждая или согласовывая назначение), что влечет их немедленную отставку.

Организация государственной власти в субъектах РФ

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.

Основные начала организации органов государственной власти в субъектах Российской Федерации

В некоторых республиках в составе Российской Федерации наряду с законодательными собраниями используется для принятия законов и такая форма, как съезд народа (например, в Тыве — Великий Хурал). В его состав включаются члены законодательного собрания, высшие должностные лица, специально делегируемые (избираемые) представители различных групп населения и т.д.

Организация государственной власти в субъектах Федерации

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Правовые основы организации государственной власти в субъектах Российской Федерации (стр

в) вступления в силу решения верховного суда республики, суда края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного созыва депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

Особенности организации государственной власти в субъектах Российской Федерации

В основе построения системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации лежит исторически сложившаяся доктрина разделения власти на три традиционных ветви: законодательную, исполнительную и судебную. В государствах с федеративным устройством эта система разделения дополняется разделением государственной власти по вертикали.Такая модель сложилась в Российской Федерации на основе Конституции 1993 г. Первая Конституция РСФСР 1918 г. закрепляла принцип единства советов и их систему, основанную на цепочке представительства «снизу доверху». Из делегатов, представляющих последовательно областные, губернские советы, формировался Всероссийский съезд советов — высший орган государственной власти РСФСР. Система преемственности представительства снизу до верху была упразднена в связи с введением прямых выборов советов всех уровней по Конституции СССР 1936 г. и соответственно Конституции РСФСР 1937 г. В функциональном же отношении сохранялась модель подчинения «сверху вниз».На современном этапе исходные правовые положения для устройства государственной власти в Российской Федерации в целом и в системе каждого субъекта РФ заключены в ст. 5 и 10 Конституции РФ 1993 г. Статья 5 устанавливает, что Российская Федерации состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения — равноправных субъектов Российской Федерации.Подтверждая государственную целостность как основу федеративного устройства, единство системы государственной власти, Конституция РФ 1993 г. устанавливает разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.Объектом данной работы выступают правовые общественные отношения, регулирующие организацию и деятельность органов государственной власти в субъектах РФ.Предмет курсовой работы составляют нормативные акты, регулирующие совершенствование правового статуса органов государственной власти субъектов РФ, проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Рекомендуем прочесть:  Как начисляется пени за просрочку коммунальных платежей

Организация государственной власти в субъектах рф

Цель и задачи диссертации. Цель диссертационной работы состоит в постановке и разрешении конституционно-правовых проблем организации публичной власти в субъектах Российской Федерации. Цель исследования достигается решением следующих задач: проанализировать понятие органа государственной власти путем выявления наиболее существенных признаков и изучения его социально-политической роли; сформулировать понятие системы органов государственной власти в Российской Федерации, обосновать ее правовое значение; на основе анализа законодательства и практики функционирования органов публичной власти выявить основные элементы системы органов государственной власти, проанализировать процессы ее становления в России; выявить особенности организации законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти субъектов Российской Федерации; разработать пути оптимизации системы органов публичной власти субъектов Российской Федерации в правотворческой и исполнительно-распорядительной деятельности.

Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации Савин Валерий Иванович

РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам;– органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий;– Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.Этими конституционными нормами закрепляется тесная и в то же время гибкая связь между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, особенно в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.Отсюда, например, вытекает право Правительства РФ (ст.

Организация государственной власти в субъектах российской федерации

1) Конституция (ст. 10) закрепляет, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную — три самостоятельные ветви власти. Этот принцип распространяется и на региональный уровень организации государственной власти, следовательно, система органов государственной власти субъектов Федерации должна строиться в соответствии с принципом разделения властей, то есть органы государственной власти субъектов Федерации не должны совмещать в себе функции законодательной, исполнительной и судебной власти (в любом сочетании). Это также подтверждается употреблением Конституцией терминов «органы законодательной власти субъектов Российской Федерации», «органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации», «законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации» (ст. 77, 78, 85, 95, 125, 134, 136 и др.);

Тема 19

Ссылка на основную публикацию